Понятно, что в непростых условиях министерство обороны начинает экономить и экономия на кафедрах позволит высвободить немалые средства. Полковник - заведующий кафедрой получает, минимум, сто тысяч рублей в месяц, а особого рвения у военных к научной деятельности как-то не наблюдается. Преподавателей, имеющих ученые степени - единицы, как и регулярно печатающихся в научных журналах.
Так что, вроде бы, минобороны принимает однозначно правильное решение. Однако на деле все выглядит не так просто. В Вооруженных Силах никто не отменял наличия офицеров-воспитателей, клубных специалистов, в армии имеется Психологическая служба, есть социологи, журналисты, сотрудники пресс-служб. Есть и еще исключительно важные для современной войны специальности, требующие фундаментального гуманитарного образования.
Готовить офицеров для всех этих видов деятельности, без которых Вооруженным Силам не обойтись, в общем-то негде. Если делать это в военных вузах, то будет на порядок дороже. Опыт тех же США, на которые любят ориентироваться в российском истеблишменте, доказывает, что всех этих специалистов, включая спецпропагандистов, которыми американцы традиционно сильны, можно и нужно учить именно в гражданских университетах.
Когда армия отказывается это делать, то предполагается, что можно просто будет брать выпускников обычных журфаков, психфаков и других факультетов и приманивать их высокой зарплатой для заключения контрактов. Но тут есть сразу две опасности.
Во-первых, "шпак" или "пиджак", как называют в Вооруженных Силах офицеров, не прошедших школу военного училища, не знает, не понимает, а часто не принимает специфики службы в армии и тех лишений, которые ему неизбежно достанутся, как только он поставит подпись под контрактом. Во-вторых, гражданский человек сильно отличается по психологии от выпускника ввуза. Первый полагает, что он работает, пока хочет работать, а второй готов пахать сутками, потому что не работает, а служит. Первый считает, что у него есть право на выходные и больничные, а второй смотрит на эти вопросы совершенно иначе. Первый хочет жить рядом с мамой и папой, а второй заряжен на постоянные переезды туда, где он нужен.
Ничего хорошего из попытки отказаться от военных кафедр в итоге не выйдет. К ним все равно придется вернуться или налаживать очень дорогостоящий процесс обучения в училищах, где курсанта нужно хорошо кормить, одевать, воспитывать и платить ему неслабые деньги.
Другое дело, что сейчас действительно так много военнослужащих-гуманитариев не надобно. Можно не готовить их массово, а сосредоточить подготовку в двух-трех вузах. Вот если бы минобороны решило так - можно было бы поаплодировать. Но оно решило пока что иначе...
Journal information