Валерий Амиров (komandorva) wrote,
Валерий Амиров
komandorva

Не очень обязательные знания?

Посидел со своими студентами и магистрантами на студенческих чтениях, приуроченных к 80-летию журналистского образования на Урале, и заметил две важные вещи.
Первая для нас - журфака УрФУ - выглядит весьма неплохо. Разрыв в образовании между нашими и приехавшими на конференцию ребятами из других окрестных вузов - не просто большой, а огромный. И в умении поставить проблему, и в способности выбрать адекватную модель анализа, и в глубине этого самого анализа, и в вопросах подбора научной литературы - во всех этих компонентах мы явно выше и выше на голову. По наблюдениям, второкурсники журфака УрФУ запросто затыкали за пояс выпускников соседних журфаков и кафедр журналистики. Так что не зря и очень даже неплохо учим.

Особенно хорошо выглядят те наши, кто учится и параллельно работает в СМИ. Это создает большие проблемы для учебы, но практика - тоже университет и при выборе правильной тактики, смотрятся "совместители" уверенно. Сидевшая со мной китайская профессорша Цзя Лежун, ставшая когда-то кандидатом наук на журфаке МГУ и часто приезжающая к нам, многое отметила сразу - вы, говорит, близко стоите к вашим студентам, поэтому они у вас раскованны, идут к вам за помощью и вообще, говорит, у вас тут обстановка, как в семье. И я с Лежун согласен, иначе, как мне кажется, журналиста и не научить.
А вот второй момент заставляет задуматься о важном. Студенты, что совершенно очевидно, все меньше стремятся к публичным выступлениям. Само то, что нужно выполнить "лишнюю" работу - подготовить презентацию, написать текст выступления, который был бы интересен и полезен в научном плане их сверстникам, - вот это им, кажется, нужно все меньше. Ну, то есть, отчитаться по программе - да, а вот исследовать, вырабатывать в себе способность к научному анализу - а, собственно, зачем.
Это, увы, общая проблема, об этом мне говорили коллеги-преподаватели, приехавшие на конференцию со своими студентами. И я вот думаю - почему. Потому, полагаю, что в век, когда доминирует принцип "работа-деньги", любая сверхзадача, отвлекающая от общего ритма, заставляющая сидеть за компом и размышлениями, вместо того, чтобы лишний раз потусоваться с друзьями, воспринимается лишней. В какой-то степени это отрыжка ЕГЭ, нацеленного не на прочные знания, а на баллы. В какой-то - результат охватившей страну рейтингомании.
Опасная штука, между прочим. Мы ведь всегда растили именно умников, интеллигенцию, а не интеллектуалов. Поколения людей, способных критически и всесторонне мыслить, а не просто получать оценки в зачетки...
Tags: образование
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo komandorva март 5, 2015 01:34 Leave a comment
Buy for 40 tokens
В блоге можно разместить рекламу на любую тему. Все, кроме материалов, нарушающих законодательство РФ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments