Надо сказать, что в последнее время наша "железка" немало прибавила. Во всяком случае, внешне пассажирские вагоны стали выглядеть гораздо красивее, чем раньше, когда повально были зелеными. Привычка красить в зеленый цвет, похоже, осталась железнодорожникам с Великой Отечественной войны, когда по поездам стреляла вражеская авиация и нужно было сделать их невидимыми на фоне лесов. А теперь, кажется поняли, что на фоне снега гораздо незаметнее станут поезда стального оттенка и перекрасили. Теперь, если что, НАТО-вские самолеты по нам, пассажирам, не попадут.
Некоторые поезда стали весьма красивыми и внутри. Конечно, не все. Я вот довольно регулярно езжу в пермские города и села и могу сказать, что на этих направлениях вагоны мало отличаются от тех, что были в моем детстве - лет 40-50 назад. От огромных кипятильников до туалетов, в которых легко почувствовать себя орлом, сидящим на вершине Кавказа, но, как и в те времена, довольно трудно умыться. От диванов из кожзама, которые в процессе поездки постоянно перекашиваются, до матрацев и микроподушек, делающих сон почти цирковым аттракционом.
Очень хорошо, что часто в билеты стали включать ужин. Ничего, что его приносят к ночи, когда он нужен уже не особенно. Важно, что вообще приносят, и пассажир чувствует о себе заботу. Точно так же, когда к ночи приносят газету "Гудок" в полиэтиленовой пленке. Сами билеты, между тем, стоят столько, что кажется, что ты отправляешься в путешествие на Марс, а не в Кунгур или Чернушку. До Кунгура из Екатеринбурга 270 километров, а билет, если в купе, зашкаливает за полторы тысячи рублей. То есть, туда-обратно - пенсии хватит на три путешествия, а средней зарплаты - на девять-десять. Если по пути ничего, не дай бог, не есть и не пить.
О питье разговор особый. В поездах ныне существенно меньше пьют. Правда, недавно я, для экономии денег моим пермским друзьям, несколько раз ездил плацкартными вагонами - там пьют все в тех же пропорциях, в том числе и ночью. Ночью пить, кстати, гораздо интереснее. Потому что ты общаешься в процессе пития со всем вагоном, который под твое употребление пытается уснуть. Каждый впавший от запаха водки и закуски в бессонницу стремится дать какой-то совет и напутствие, и время поездки летит незаметно.
Меня до слез тронуло обращение главы РЖД. По его словам, "обращения пассажиров, поступающие в интернет-приемную, тщательно анализируются. Год пассажира объявлен с целью изменить существующие подходы, поставить во главу угла внимательное и уважительное отношение к клиенту".
Ну, то есть, нужно торопиться. Потому что год уже в разгаре и нужно сделать все, чтобы помочь железнодорожникам. Потому что следующий год пассажира будет теперь не скоро - хорошего много не случается. И надо проездить 2016-й так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно использованные билеты.
И не надо спрашивать, что РЖД сделало для тебя. Лучше критически посмотреть в вагонное зеркало и честно ответить себе на вопрос - а что ты сделал для РЖД. Ведь это твой год...
Journal information