Выяснилось, что юноши не осуждают Татьяну в ее порыве: « И хорошо, что написала. А то ухаживаешь за ней, подарки даришь и не знаешь, нравишься ты ей или нет. А вдруг все впустую?». Девушки тоже не стали подвергать Татьяну остракизму: «Моя мама тоже первая предложила папе пожениться». При этом многие школьницы провели временные параллели и пришли к выводу: то, что Татьяна написала Онегину, это ее личное дело, но сегодня ситуация качественно изменилась: "Сейчас, если девушка кому и напишет, это будет или Борис Березовский, или Роман Абрамович. Сидит она в своей деревне – никаких учреждений культуры, ни развлечений. А тут приезжает мужчина, который может подарить или хотя бы показать весь мир, почему бы и не написать?".
История Ромео и Джульетты у старшеклассников вообще не вызвала никакого энтузиазма и сочувствия. Типичный ответ: "«Чего устраивать такую трагедию? Джульетта даже не была беременна…».
Такая, блин, вечная молодость. У меня, кстати, давно уже есть сомнения относительно того, зачем в школьную программу включают Шекспира. Страдания Джульетты - это так далеко от поколения айпэдов, что уже не вызывает ничего, кроме улыбки. Какие Монтекки, какие Капулетти... Какую вообще идею постулирует произведение, в котором закручена такая странная спираль интриги, никак не ложащаяся на современные условия, когда любить можно кого угодно и когда угодно, главное, чтобы в презервативе "дюрекс"? Про Гамлета и вовсе непонятно. Такую любовь к Офелии поймет разве что теоретик. А современный школьник, в основном, практик.
Воспитывая ребят на несбыточной любви Шекспира, Пушкина, Блока, Тургенева, школьная программа делает их беззащитными перед реальной жизнью. Нельзя жить в двадцать первом веке, а любить любовью Катерины Измайловой. Нельзя влюбляться в современную фемину чувствами, сформированными "Бэллой". Кроме душевной смуты такая любовь не принесет ничего.
Правда, есть одна условность, которую придется взять в расчет. Современной литературы, в которой любовь как комплекс переживаний была бы в центре писательского анализа, практически и нет...
Может, потому и учат на примере незабвенной Татьяны. "Но я другому отдана и буду век ему верна..."
Journal information