Ставку на стратегическое развитие туризма со всей присущей ему атрибутикой веселья и разврата сделал тогдашний президент Саакашвили, заплативший разгромом грузинской индустрии за призрак "европейскости". Который бродит по Грузии с такой же безнадежностью, с которой бродил когда-то по Европе призрак коммунизма.
Европой Грузия не стала, а туристической страной, пожалуй, стать удалось - только русских приехало отдыхать и развлекаться в ушедшем году около миллиона человек. Все было бы хорошо, но нашествие туристов, среди которых много китайцев, арабов, турок, которых нужно обслуживать и обихаживать, нанесло сокрушительный удар по коллективному духу грузин, которые с огромным трудом привыкают к услужению. На глазах меняется идеология существования нации, где каждый третий принадлежит к княжескому роду, нации поэтов и художников, композиторов и танцоров. Привилегированное положение, которое грузины традиционно занимали в Советском Союзе, быстро сменилось пониманием того, что страна становится обслуживающим персоналом у туристов из гораздо более состоятельных стран. Из той же России, например.
В отельчике, где я живу, каждое утро приходит кормить гостей грузинка Элла. Без выходных и праздников уже много лет подряд. Утром она кормит жильцов и прибирает номера, вечером идет помогать дочери, которая тоже без выходных и праздников уже много лет подряд торгует в крохотном магазинчике неподалеку. Мечта Эллы - отмена виз с северным соседом, чтобы можно было поехать в Москву, где, как говорят, зарабатывают намного больше. Двое суток через двое суток дежурят без праздников и отпусков в отеле езид Давид и грузин Шико. У которых тоже все надежды связаны с визами. Только в Европу.
Грузин в Грузии осталось чуть больше трех миллионов. Если визы отменят и ЕС, и Россия, правительство опасается, что уедут еще миллион- полтора. Здесь с ужасом смотрят российские новости - если русских накроет кризис, в Тбилиси очень многое остановится совсем.
Но пока все более-менее ничего.
- Купи "Иверию", - говорит мне пожилой грузин, торгующий музыкальными дисками на рынке под Сухим мостом. - заслушаешься. И "ВИА-75" купи - тоже не оторвешься. И "Ореру" тоже возьми. Там те, что ранние - это прекрасно.
То, что прекрасно, знаю и сам. Целыми днями слушаю грузинскую музыку и дышу ей. И когда нужно перекусить, то выбираю те места, где есть музыка - "живая" или в записи. Грузия продолжает петь, несмотря ни на что. И пока она поет, она, пожалуй, непобедима.
Я купил сразу пять дисков, не став так уж сильно торговаться. Привезу домой и стану слушать Грузию. Как в детстве слушал море из раковины. Поднесешь к уху - шумит волной.
I say Georgia
Georgia
A song of you
Comes as sweet and clear
As moonlight through the pines
А еще у грузин есть вино - частица их души. Но об этом чуть позже. А то сердце не выдержит накатывающих эмоций...
Journal information