Впрочем, до последнего времени никаких парадов в память о героике 1941-го не проводилось. А сейчас вдруг решили провести. Хотя вроде никакой круглой даты, никакого юбилея. Значит, есть другое основание. Гораздо более серьезное.
Основание в аналогиях, которые проводятся и в выступлениях высших российских должностных лиц, и в телепередачах государственных каналов и в публикациях государственных же печатных СМИ. Враг снова у ворот и пора строиться в колонны, отсель грозить мы будем шведу и нам нужна победа, за которую мы, как всегда, ценой не постоим. Вот посыл московского театрализованного мероприятия.
Дело, возможно, нужное. Особенно 90-летним ветеранам Великой Отечественной, для которых любое подобное мероприятие - глоток жизни, и детям, которые должны про историю страны знать. Нестыковка заключается в том, что идеология восприятия тех памятных трагических событий сегодня несколько иная.
В 1941-м году треть московских школьников не заявляла о том, что рассматривает эмиграцию и работу за границей как самое лучшее продолжение своей молодой жизни. И тысячи интеллектуалов в Москве не получали из той же Германии деньги на то, чтобы критиковать свою страну изнутри. Белорусские писатели не могли и подумать о том, чтобы называть русских несостоятельной нацией, в расчете на то, чтобы получить Нобелевскую премию. Да и вообще фронтовики уходили навстречу немецким танкам защищать общую Родину, а не страну, принадлежащую двум сотням богатейших семей.
Призывать Россию быть сегодня настолько же сплоченной, какой она была в 1941-м, конечно можно и даже где-то скорее всего нужно, но не вполне честно. Ибо сплоченность невозможна без понимания общности и единых целей. А цели у собственников, имеющих большую часть состояния в Великобритании, и у тех бюджетников, которые еле сводят концы с концами, разные. И общность между ними может быть только метафорическая, поскольку пенсионер существует на 200 обесцененных рублей в день и соответствующим образом мыслит. И ничего тут не поделаешь, даже олигарх знает, что именно бытие определяет сознание. Страну разъединяет сегодня гораздо больше факторов, чем объединяет. И трещина становится все шире и шире.
Бороться с этим можно двумя способами. Либо ликвидировать трещину, возвращая домой увезенное и приводя в чувство тех, кто позабыл о земле, которая их вскормила. Либо парадами, построив оставшихся в стране в колонны для прохождения торжественным маршем мимо символичного мавзолея вождя.
Судя по всему, выбрано второе...
Journal information