Фильм "Солнечный удар", основанный на переосмысленной режиссером бунинской прозе, мягко говоря, не блещет талантами, как и все поздние фильмы оскароносца, но эксплуатирует концепты, которые вполне могут в очередной раз сработать, когда кино станут оценивать американские специалисты, головы коих наполнены антироссийскими штампами. В их парадигмы "Солнечный удар" запросто может уместиться. Поэтому те, кто говорят, что "никогда и ни при каких обстоятельствах", не исключаю, могут ошибиться.
Дело в том, что как и "Утомленные солнцем", как и "Цитадель", провалившаяся в российском кинопрокате, исповедуют ненависть ко всему постреволюционному, но прямо-таки елейную приязнь к старым временам, где есть красивые и справедливые барины и барыни, полно осетров с хреном, водка льется рекой, а цыгане танцуют толпами по поводу и по родству цыганской души. Этот боголепный образ России, ничего, разумеется, не имеющий общего с действительностью, постоянно продвигается сыном автора всех трех последних гимнов в качестве идеологии. "Тогда" было хорошо, все были православны и праведны, а теперь стало плохо, все безбожны и подлы.
Это именно то, что любят американцы - медведи на улицах, пьяные и непонятно почему счастливые русские, тирания, убийства благородных в угоду низким сословиям. Когда американцы смотрят наши фильмы, они хотят ужаснуться и обрадоваться, что живут в приличной стране, а не в этой грязной и пакостной Раше. И Михалков преподносит им их мечту на жостовском подносе со шкаликом горячего и гусем в яблоках на закуску.
На самом деле Михалков во всем его державном творчестве никакой не режиссер, а мифотворец. Впрочем, какое кино не миф? Не за мифами ли мы вообще приходим в кинотеатры?
И все-таки, думается, картина будет "оскаром" проигнорирована еще на дальних рубежах. Нет, не то чтобы американцам не понравится история о том, как большевики топят огромную баржу с офицерами-интеллектуалами и сторонниками либеральных ценностей. Еще как понравится. Не то чтобы они будут против беспрерывно звучащего за кадром голоса мэтра, то ли ностальгирующего, то ли бредящего наяву. Возможно, что и не будут.
Но тут для Никиты Сергеевича все сложнее. Во-первых, главная антигероиня - печально знаменитая Розалия Самуиловна Землячка вылеплена настолько талантливо антисемитски, что ни за какие коврижки на Западе не пройдет. Во-вторых, второй антигерой - венгр Бела Кун, показанный в кино идиотом, каким он никогда не был. Это несомненный намек на глупость Запада и тоже не пройдет. В-третьих, уж больно много в "Солнечном ударе" разговоров о возрождении русской державности и мощи, хотя героя сыграл как раз не русский, а латыш. Этого не похвалят. Россия должна быть пьяной, трогательной и слабой. Россию можно жалеть, но нельзя давать ей воли подняться. И не дадут. В смысле, не выдадут "Оскар".
Обидно не то что не дадут, а то, что Михалков, говорят, снимает новый фильм, а значит, на следующий год выдвинут от России на "Оскар" снова его. Так и будем еще много лет без "Оскаров". Хотя и не оскудели талантами...
Journal information