Масло было по талонам, как и плохая колбаса, из которой некоторые ухитрялись делать пельмени. Всегда присутствовали несколько "брендов" - "завтрак туриста", "килька в томате"... "Шпроты" относились к деликатесам, которые простой советский человек мог себе позволить. Ими закусывали водочку, поздравляли, поминали. В общем, банка латвийский консервов являлась такой же неотъемлемой частью образа жизни, как многочасовые доклады генсека Леонида Ильича Брежнева и телевизионное "Лебединое озеро", которое всегда было знаком, что умер кто-то из членов Политбюро.
И вот теперь шпроты запретили и я, как и миллионы соотечественников, в печали. Потому что именно теперь для меня окончательно закончился Советский Союз - моя колыбель. Если еще и плохонький латышский парфюм, который в свое время везли из Риги чемоданами, запретят, то память умрет еще раз.
Вообще-то, понятно, толку в этой прокопченной рыбешке не было никакого. Но мы так устроены, что продолжаем покупать банки со сгущенкой, хотя есть удобные "дойки" и пить суровый "Ванна Таллин", добавляя его в сублимированный кофе. Потому что вкус ничто, а традиция - все.
Так вот, эти дурацкие санкции лишают нас не еды, а традиции, поэтому я не злорадствую, что латыши потеряли несколько тысяч рабочих мест, а скорее грущу. Еще один шаг к тому, чтобы стать чужими друг другу.
Это как развод. Он начинается не тогда, когда вернулась девичья фамилия, а когда поделили вещи, составлявшие для обоих ценность совместно прожитых лет. В Риге, наверное, и сегодня вполне можно говорить по-русски, но развод понемногу вступает в силу. Никому в Европе эти шпроты не нужны. Они интересовали только русских. Но если развод, то неизбежно теряют оба, даже если один и получил немного больше.
Мы уже не знаем ни одного латышского писателя, ни одного латышского поэта, ни одного художника. Дай бог здоровья Паулсу, а так скоро не будем знать ни одного композитора. Нам теперь трудно будет снимать фильмы про войну, потому что роли фашистов в них неизменно играли латышские артисты. А теперь еще одна потеря. И не стоит веселиться. Потеря всегда хуже приобретения. И когда ты хочешь кого-то наказать одиночеством, то этим же одиночеством ты наказываешь самого себя...
Со шпротами, вроде, все правильно. Учить нужно. Вопрос в целях преподаваемого предмета...
Journal information