Валерий Амиров (komandorva) wrote,
Валерий Амиров
komandorva

Categories:

Глобус для Акакия Акакиевича

Вчера я, наконец, посмотрел нашумевший в свое время фильм "Географ глобус пропил". И что удивительно, не впечатлен. Хотя, думал, что все будет иначе. Столько разговоров было...
А что тут, собственно говоря, должно было впечатлить? Игра актеров? Ну да, возможно. Хабенский категорически натурален, но в рамках контекста, который, конечно, не перепрыгнешь. А контекст странный.
Супруга не хочет с героем спать, а потом и вовсе уходит к другу. Коллега-учительница немецкого тоже не хочет с героем спать и тоже уходит к тому же самому другу. Шпановитые ученики смеются над странным учителем. И есть только два человека на свете, которые любят. Две маленькие женщины - дочь, которая любит просто по факту наличия, и ученица, которая влюблена в его пьяную индивидуальность.
Пьяные индивидуальности - это архетип русской литературы и русского кинематографа. Их так много, что даже не знаешь, находится ли место в российской жизни для нормальных. Потому что по всему получается, что вечно молодой, вечно пьяный и убогий - это и есть нормальный. Маленький и ничтожный человечек со своим малопонятным внутренним миром - тоже архетип, здесь нет никаких открытий. Разве что ситуативных, когда маленький, ничтожный, неудавшийся и вечно пьяный - это учитель.
Учитель, который играет со своими воспитанниками в карты и пьет с ними же водку. Если это типаж, то здравствуйте, приехали.
Общая деградация страны, и без того имеющей мощные традиции алкоголизации, не могла не привести к необходимости конструирования в искусстве образов героев, соответствующих этой деградации. Кто-то из мастеров делал это более талантливо, как Венедикт Ерофеев и Сергей Довлатов, кто-то менее. Так вот Географ в том варианте, который предложен в фильме, это менее талантливо. И менее убедительно.
Не думаю, что вообще может быть серьезным спор о том, могло ли такое быть на самом деле. Такая постановка вопроса не имеет смысла хотя бы потому, что показанное происходит практически повсеместно. И такие семьи, и такие школы, и такие школьные романы - не то чтобы факт, а канва нашего существования. Разговор не об этом. А о том, что в итоге, в сухом остатке.
А в остатке все то же ощущение безнадеги. Знак бесконечности. Лист Мебиуса...
По сути, "Географ..." - тот же "Левиафан" и тот же почтальон Тряпицын, та же Ася Клячкина, которая хотела, да не вышла замуж. Диагноз, который не то чтобы смертельный, но хронический.
Досматривал с тоской.
Впрочем, мне теперь захотелось прочесть сам роман...
Tags: кино, общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo komandorva march 5, 2015 01:34 Leave a comment
Buy for 40 tokens
В блоге можно разместить рекламу на любую тему. Все, кроме материалов, нарушающих законодательство РФ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments