В последние годы появилась мода извиняться перед своими жертвами. Сбивший насмерть ребенка пьяный водитель, протрезвев, ивиняется перед его родителями. Расстрелявший чужую свадьбу пьяный представитель правопорядка извиняется перед теми, кого он застрелил. Каются даже серийные убийцы, которые как-то вдруг сразу поняли, после того как оказались за решеткой, что душить и насиловать - это не совсем хорошо. Уходя в отставку, изможденный болезнями президент Ельцин по телевизору извинился перед россиянами.
Извиняются по-разному и в разных целях, но в основном для того, чтобы избежать наказания. Или сделать так, чтобы дали поменьше. Заменили реальный срок на условный, а денег взыскали по самому ничтожному тарифу.
Извинился, значит, признал свою неправоту. Простите, дяденька, больше не повторится...
Но извинение - не покаяние. Точнее, извинение может быть, одновременно, покаянием, но только в одном случае. Если оно искреннее. Во всех остальных вариантах извинение - проявление фарисейства и должно быть не смягчающим, а отягчающим вину обстоятельством. Потому что неискренность - продолжение преступления. Только уже в душе.
Извинение, не выстраданное виновным в глубине своего сердца, опасно тем, что оно априори нечестно, но обращено к честным. К тем, кто, следуя христианским или каким-то иным нравственным традициям, не может не прощать, если его об этом просят. Тем самым преступник обязывает его, совершенно не раскаявшегося, простить, то есть облегчить его судьбу, ничуть не пытаясь облегчить судьбу тех, кому он принес беду.
Извинение втюхивается потерпевшим как никому не нужное просроченное лекарство, которое не облегчит боль, а только создает иллюзию ее облегчения. То есть, я прощу потому, что у меня есть моральное обязательство простить всякого, кто просит о прощении, хотя знаю, что у того, кто просит о прощении, нет ни малейших передо мной моральных обязательств. И он обязательно забудет о прощении сразу после того, как оно принесет ему вполне осязаемый эффект.
Извиняющийся играет на наших слабостях, а мы нашу слабость, наше неумение отказать в извинении выдаем за свою силу.
Прощать нужно только тех, кто кается. Кто страдает от того, что когда-то что-то нехорошее по разумению или неразумению совершил. И перестрадав, никогда больше не сделает ничего подобного.
Знать бы еще наверняка, кто из извиняющихся кается по-настоящему...
Journal information