Время было такое и история такая. Сейчас другое время и другая история. Оказывается, они были красивыми эти солдатки из женского батальона Бочкаревой, даже стриженные наголо. И оказывается, в этом подразделении стояли насмерть против немцев и высокородные дворянки, и самые простые крестьянки. Бывшие проститутки там, кстати, тоже были. И учительницы, и курсистки, и поломойки. И сословная пропасть не мешала им всем вместе умирать в окопах Первой мировой тогда, когда больше в России умирать за Родину уже никто не хотел.
Кино, безусловно, качественное. Это подтвердил и президент, удостоивший фильм своим просмотром. Впрочем, не знаю, что в нем разглядел глава государства, но я увидел острую ностальгию по идеологическому концепту, затоптанному в грязь за последние двадцать пять лет. Смысл этого концепта в том, что государство без патриотизма - это не государство, а Отечество без патриотов - не Отечество, а территория. Пусть и большая - на одну седьмую мира.
Это очень антилиберальная картина, но, в отличие от еще более антилиберального михалковского "Солнечного удара" с латышом в главной роли, и близко, на ментальном уровне не похожим на русского офицера, как раз в "Батальоне" все правильно. И самое правильное - ощущение погибающей государственности, из-под которой антигосударственные силы выбивают землю. Выпустив из тюрем уголовников, отменив полицию и суды и развалив армию.
В те времена поражение собственному правительству желали большевики-ленинцы. Сейчас поражения собственному правительству желают либералы-антиленинцы. Удивительно, как, оказывается, две эти, вроде бы страшно далекие друг от друга идеологии могут оказаться в одной колонне. Хотя, почему, собственно говоря, это удивительно - те пытались убить государство, атакуя его слева. Эти - пытаются убить, атакуя справа. Но это ведь не так важно, с какой стороны атакуют. Главное - пытаются убить.
Любое серьезное кино постулирует идеологический миф или идеологические мифы. "Батальонъ", разумеется, не исключение. Бочкарева не была ангелом в юбке, многое из кадров фильма легко опровергнет военный историк. Наивно выглядят некоторые батальные сцены. Но только, разве что, в деталях. Строго говоря, батальон в военном понимании вовсе и не был батальоном: 170 солдат по штатам военного времени даже не рота. Погибли в тех боях тридцать женщин, еще семьдесят были ранены. А поручик Бочкарева была расстреляна в 1920-м году в общем-то за дело, поскольку на американские и английские деньги пыталась создать женские батальоны уже для того, чтобы воевать с большевиками - новой российской государственностью. Да и сам факт расстрела далеко не факт, есть убедительные версии, что расстреляна она не была.
Но это уже другая история. А та, что рассказана с экрана - впечатляет. Чувственно, эмоционально. И больно.
Ну, не должны женщины ходить в штыковые атаки. Не должны и все...
Journal information