«В действиях рейтинговых агентств наблюдаем не экономику, а политику»
Экономист Михаил Делягин уверен, что решение S&P опустить рейтинг России не страшно и не критично
Фото с личной страницы на сайте facebook.com/mikhail.delyagin
Вчера международное рейтинговое агентство Standard & Poor's снизило долгосрочный и краткосрочный рейтинги России по обязательствам в иностранной валюте до BB+/B с BBB-/A-3. Кроме того, долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте были уменьшены до BBB-/A-3 с BBB/A-2. Фактически это означает, что страновой рейтинг России западное агентство опустило до «мусорного» уровня.
Здесь важно обратить внимание, что Украине, у которой экономика просто отсутствует, рейтинги не понижают или, по крайней мере, не звонят об этом в колокола на всех углах.
S&P — компания, которая, с одной стороны, работает по стандартным нормативам, а с другой стороны, непосредственно участвует в рейтинговых и политических войнах. Это очевидно. Причем такое поведение мы наблюдаем не в первый раз. По этому поводу в свое время рыдали греки, когда им также необоснованно понижали рейтинг. Но когда S&P «пришла» за греками, мы не обратили на этот факт никакого внимания. Теперь пришли за нами.
То, что S&P опустила рейтинг, не страшно и не критично. А вот когда опустит рейтинг еще одна рейтинговая компания типа не очень объективной Moody’s или более адекватной Fitch, тогда проблемы начнутся. Когда два из трех ключевых рейтинговых агентств опустят рейтинги, наступит ковенант, или margin call. То есть нашим заемщикам из числа крупных компаний, которые брали кредиты под залог, придется либо увеличивать залоги, либо досрочно расплачиваться по долгам. Это предусмотрено международными правилами. И, строго говоря, это правильно.
Беда в том, что здесь мы наблюдаем в действиях рейтинговых агентств не экономику, а политику. Нацисты расстреляли Мариуполь. То, что ОБСЕ рассказывает, что стреляли со стороны ополчения, — глупость. ОБСЕ после преступного расстрела мирных граждан на остановке в Донецке не могла отличить разрыва снарядов от разрыва минометов. Это при условии, что любой срочник, отслуживший шесть месяцев, сможет различить это. ОБСЕ играет в политические игры, S&P делает то же самое.
Понижение рейтинга S&P за собой ничего не повлечет. Доллар утром подрос на 2 рубля, но это такая мелочь. Сейчас, в эти «сложные дни», на валютный рынок России оказывают куда большее воздействие действия Центробанка, а не S&P.
Наивно думать, что когда Запад ведет целенаправленную войну против России, рейтинговые агентства останутся в стороне. Пока мы не начнем отвечать и пока наши либеральные министры отчитываются перед своими хозяевами в Давосах о том, что российская экономика умирает, мы будем получать по полной программе. Если бы Россия в ответ на обвинения в гибели малайзийского Boeing сразу же запретила импорт западных автомобилей и других товаров, то мы увидели бы совсем другой инвестиционный и кредитный рейтинг России. Да и никаких санкций со стороны ЕС не было бы точно. И тогда уже госпожа Меркель рассказала бы всем, что экономика не должна быть связана с политикой.
Источник: http://izvestia.ru/news/582290#comments#ixzz3Q2g7p3Vk
Journal information