Аушвиц-Биркенау, более известный как Освенцим, освобождала Красная Армия. И когда она его освободила, то на складах нашлись более 1100 тысяч мужских и женских костюмов. Живых узников обнаружили немногим более 7,5 тысяч. Остальные умерли от голода, их отравили крысиным ядом в газовых камерах или просто расстреляли, задушили, забили, повесили. Именно Освенцим стал примером окончательного решения гитлеровцами еврейского вопроса - сюда привозили фашистских руководителей, которым демонстрировали прогрессивные технологии убийства еврейского населения. Говорят, что ужасались даже видавшие виды.
Последнее вполне допускаю. Я сам, что называется, "выпал", когда увидел в вашингтонском музее Холокоста ящики с состриженными перед убийством детскими волосами и снятыми с малышей "пинетками" и сандаликами.
Совсем не случайно день освобождения Освенцима объявлен днем памяти жертв Холокоста. Объявлен Германией, что очень символично.
Мир должен быть вечно благодарен русским, советским за то, что именно они закрыли эту жуткую страницу истории. И мир благодарен. В том числе, что совершенно закономерно, еврейский мир - роль Красной Армии отмечена в десятках музеев Холокоста. В Израиле есть даже специальный мемориал, кроме знаменитого музея Холокоста Яд Вашем.
Так вот Путин как президент государства-наследника СССР, на таком празднике должен быть первым человеком. Собственно, без него церемония не выглядит полной, она теряет смысл. Есть санкции, нет - это не имеет никакого значения. Путин должен был там быть.
Если бы не одно обстоятельство. Вокруг фигуры Путина создана такая истерия, идет глумление такого уровня, что лично я президента вполне понимаю. Если вы хотите праздновать освобождение без освободителей - празднуйте. С Германией, которая, конечно, гораздо больше России заслужила право быть в первых рядах избавителей от фашизма. С Латвией, Литвой и Эстонией, первой когда-то доложившей в Берлин о том, что ее территория "юденфрей", то есть полностью свободна от евреев. 30 тысяч еврейских женщин, стариков и детей "маршем смерти" прогнали к Балтике, чтобы утопить в ее волнах - наследники тех, кто гнал, они на дне освобождения Освенцима - желанные гости. А россияне - нет.
Мне кажется, что Путин поступает правильно, что не едет. Хотя в его отказе есть, конечно, и элемент обиды. Но президент тоже человек, может и обидеться.
Что касается Освенцима, то пусть никогда не повторится.
У меня было когда-то намерение поехать в Польшу и музей, который стоит на месте Освенцима, посмотреть. А теперь почему-то думаю, что не стоит. Не надо будить призраков. Это кончилось 70 лет назад...
Journal information