Валерий Амиров (komandorva) wrote,
Валерий Амиров
komandorva

Спилберг, Шиндлер и далее по списку

Случайно наткнулся на материал о неизвестных фактах создания фильма "Список Шиндлера", некоторое время назад получившего и "Золотой глобус", и "Оскар", и вполне заслуженное народное признание.
Удивительно, режиссер фильма Стивен Спилберг не взял за свое произведение от кинокомпании ни цента - посчитал эти деньги "кровавыми". И работать над сценами непосредственно на территории Освенцима тоже не стал - из уважения к жертвам и выжившим узникам специально построил декорации.
А еще, оказывается, Спилберг предложил снимать "Список Шиндлера" по его сценарию двум всемирно знаменитым режиссерам - Мартину Скорцезе и Роману Полански. Скорцезе отказался, посчитав, что такую ленту обязательно должен снимать режиссер еврейского происхождения, а Полански - в связи с тем, что сам был когда-то малолетним узником Краковского гетто и выжил чудом. Мальчика всю войну прятали польские семьи, передавая друг другу. Позже Полански  снял выдающийся фильм о Холокосте - "Пианист", тоже собравший много наград.
Надо же, на роль Шиндлера активно предлагал себя известный антисемит Мэл Гибсон, не раз положительно отзывавшийся о Холокосте. Но Спилберг принципиально отверг кандидатуры европейских актеров.
Вот я думаю, смог бы кто-то из наших режиссеров так щепетильно отнестись к  деталям, которые только кажутся малозначительными? Смог бы без оплаты работать над какой-нибудь нашей военной трагедией, вроде трагедии Сталинграда, где на фоне подвига армии, погибали от голода местные жители, тоже оказавшиеся в котле вместе с фашистами, но, в отличие от фашистов, не получавшие ни кусочка хлеба. Смог бы кто-то из наших не для "оскаров", а для народа, победившего фашизм, снять что-то бесплатно про блокаду Ленинграда. Честно снять, а не для очередной годовщины? Про белорусскую Хатынь или про подвиг Зои Космодемьянской, которая не меньше достойна национального уважения, чем Жанна д-Арк?
Речь совсем не идет о каком-то заочном соревновании со Спилбергом или другими знаменитостями, которые сказали свое творческое слово в разговоре о войне, а о более широком контексте. В Советском Союзе тоже нашлись таланты, которые потрясли мир видением катастрофы Второй мировой. Но Станислав Ростоцкий снимал свое кино про тихие зори не для наград, а от сердца. Как и Борис Васильев, написавший фантастической искренности вещь "А зори здесь тихие", которая легла в основу фильма. Награды, признание и номинация на "Оскар" - все это было потом и, наверное, было для них, авторов, вторичным. Первичной стала возможность донести до зрителя и читателя боль.
Не этим ли отличился Спилберг, который донес и боль, и величие благородства? От Михалкова, который донес горячее желание получить еще один "Оскар". И от Бондарчука-младшего, который донес страстное намерение понравиться власти.
Кино, особенно если речь идет о темах трагических, не может быть создано только технологиями. Оно создается, как это ни банально, личностями, которые сострадают и сопереживают. Без этого, увы, не получится, сколько бы денег ни выдал Кремль из народной казны. Вернее, получится, но лубок. Где красиво стреляют, но нет главного - катарсиса.
Среди фактов о фильме "Список Шиндлера" есть и отрицательный. Реальный список спасаемых евреев, тот самый список Шиндлера, который хранится сейчас в краковском музее, составляли двое - показанный в киноленте Ицкак Штерн и некий Марсель Голдберг. Последний брал за шанс остаться в живых взятки.
Война, как и искусство, совсем не обязательно меняет людей. Некоторые остаются самими собой...
Tags: война, кино, общество
Subscribe
promo komandorva march 5, 2015 01:34 Leave a comment
Buy for 40 tokens
В блоге можно разместить рекламу на любую тему. Все, кроме материалов, нарушающих законодательство РФ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments