Позиция тут понятная, чем больше похоронишь, тем больше заработаешь. В идеале похоронить бы весь Екатеринбург. И перейти к окрестностям. Но вообще, проблема действительно существует.
Если до двух пятых захоронений никем и никак не поддерживаются, а часто и вообще представляют собой холмик или крестик без опознавательных знаков, то не фантастикой, а реальностью видится тот день, когда площадь кладбищ превысит территорию, на которой ютятся живые. Тем более, что живые часто удовлетворяются многоэтажным размещением, а мертвые лежат несколько просторнее. И требуют соблюдения многочисленных санитарных требований - до ближайшего жилого дома от границы погоста должно быть не менее полукилометра. Что в большинстве случаев не соблюдается, причем, не только в центре Екатеринбурга, но и в московском Кремле.
Так вот, обществу рано или поздно придется ответить на вопрос, что делать с захоронениями столетней и более давности, особенно с теми, за которыми нет никакого ухода. Это будет совсем нелегкий ответ на совсем не простой вопрос, с учетом необходимости уважать семьи и соблюдать религиозные предписания. Но все-таки задать его себе необходимо уже сейчас.
Вообще, в мире есть несколько способов решения этой и сугубо санитарной, и нравственной проблемы. Активно продвигается идея кремации, а еще развивается система коммерческих кладбищ, места на которых можно купить или арендовать. Что устанавливает порядок пользования земли под захоронения и исключает "бесхозность" останков. Рано или поздно к такому опыту будут вынуждены обратиться и россияне, особенно жители мегаполисов. Кроме того, пора навести порядок с криминальными захоронениями, которые, понятно, всеми похоронщиками отрицаются, но по словам оперативных сотрудников, имеют место быть в совсем немалых количествах.
Нужны и стандарты. Большинство наших кладбищ с их ржавыми оградками, лавками и вечными венками из синтетических цветов имеют очень запущенный вид. В отличие от европейских или американских. В этом, увы, проявление философии российской жизни, когда некоторые из нас и при жизни-то особенно мало кому интересны, а уж после смерти - разве что в ракурсе наследования.
Когда мы говорим "останется в памяти навсегда", то нужно понимать, что в памяти тех, кто помнит. То есть, следующего и, если повезет, еще одного следующего поколений. Людей, которых помнят многими поколениями, очень мало. От большинства же, как говорил герой фильма "Доживем до понедельника", остается только черточка между датами рождения и смерти. Это совсем не плохо, потому что не всем быть героями и гениями. Это совершенно нормально, согласно Ветхому Завету, обратиться в прах из которого вышли. Важно только соблюсти приличия...
Journal information