Валерий Амиров (komandorva) wrote,
Валерий Амиров
komandorva

Categories:

Картины и немного национализма

Когда смотришь утром в воскресенье что-то серьезное, то обрекаешь себя на размышления в воскресенье вечером. Вот посмотрел я выставку Павла Рыженкова  "Исторический реализм" в областном музее и теперь над этим хожу и думаю. Что совершенно неразумно, с точки зрения воскресного времяпрепровождения, но полностью адекватно уровню представленного художественного материала.
Потому как Рыженков, вне всякого сомнения, большой мастер и, одновременно, большой националист. И воспринимать его творчество в отрыве от его же национализма неразумно. Как и в отрыве от на глазах возрождающегося государственного русского национализма как стержневой идеологии, вокруг которой, похоже, будет строиться устройство страны в ближайшие годы.
Вот Александр Невский, посвящающий в христанство сына разорителя Руси хана Батыя Сартака. Вот царь Николай Второй, скорбно навещающий в госпитале тяжело раненых в Первой мировой войне солдат - русского и горца. На постель горца он возложил георгиевский крест. Вообще-то мусульман в Русской  армии награждали георгиевскими полумесяцами, но тут художнику, реализующему творческий и идеологический замысел, понадобился именно крест. Вот в раздумьях перед смертельной схваткой на Куликовом поле батыр Челубей, который, как говорят историки, погиб в предшествующем битве поединке с Пересветом. К картине приложена подробная авторская справка о том, что потомки Челубея воевали за Россию в Ливонской войне и многих других военных походах. Вот царь Александр Третий, который ловит рыбу (когда русский царь ловит рыбу, иностранные послы могут подождать, у России два союзника - ее армия и ее флот). И на каждой второй картине - Сергий Радонежский, Серафим Саровский и другие известные монахи, а также казаки - символичные вечные стражи России.
Автор снабдил каждое монументальное полотно комментарием, любой из которых и все они вместе не оставляют сомнений - это имперский взгляд на беды и перспективы страны. Национализма в его пещерном варианте здесь нет, хотя система ценностей представлена именно националистическая. Смысл ее в том, что Россия  - империя, стержнями которой являются русскость и православие. Все остальные народы могут существовать и существуют в ней только как русские, хотя и не великороссы. Они - младшие, но правообладающие субъекты такой российской государственности.
С учетом того, что Рыженков талантливый воспитанник школы Глазунова, излагаемые им в художественном творчестве и комментариях взгляды понятны. Сам Глазунов думает примерно так же, даже, пожалуй, более радикально. И эти взгляды вполне укладываются в националистический дискурс, который формируется в выступлениях политических лидеров страны и тиражируется государственными СМИ.
В принципе, можно, кажется, принять, с учетом того, что никого обижать в подобном раскладе, не призывают.  Только вот есть одно подозрение. Слишком уж интеллектуально это для державы с такой историей, слишком уж культурно, слишком уж розово и благородно. На деле, вполне вероятно, будет несколько иначе. Более националистично и менее культурно. Как-то не забывается, что со времени погромов не прошло и ста лет...
Tags: история, национализм
Subscribe
promo komandorva march 5, 2015 01:34 Leave a comment
Buy for 40 tokens
В блоге можно разместить рекламу на любую тему. Все, кроме материалов, нарушающих законодательство РФ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments