Уходит, значит, эпоха... Можно в последний раз взглянуть на свое удостоверение кинодемонстратора, полученное в военном училище после сдачи специального зачета, и положить его куда-нибудь в самый дальний угол. Нас учили на "Украине-4", что тоже, конечно, выглядит сегодня символичным. А в моей первой роте имелся на "вооружении" КН-15, который позволял демонстрировать широкоэкранные фильмы. Их мы брали по договоренности в Манитогорском кинопрокате, что дислоцировался метрах в пятистах. Тети из кинопроката ничем нам обязаны не были, фильмы мы вообще-то должны были получать со специальной военной кинобазы в Челябинске. Но там коробки с лентами выдавали нерегулярно, да и одно старье.
Вывешивали в казарме потертый экран и крутили. Сначала для одной дежурной смены, потом для другой - чтобы посмотрели все. Время от времени, по допотопности аппаратуры, пленку царапали, за что из кинопроката влетало. Но нас быстро прощали, а солдат, которых иногда посылали к тетушкам помочь с чем-то по хозяйству, там кормили, поили чаем и обязательно жалели.
Тогда у наших солдат всего-то и развлечений было - кино и телевизор "Рекорд", который непрервыно ломался. Проектор тоже время от времени ломался и счастье, что служили мы в радиотехнических войсках, всегда приходил кто-то из офицеров или прапоров и, тихо матерясь, шарашил паяльником до исправления ситуации. Мне никогда в помощи по технике не отказывали: солдаты дежурили на станциях в три смены, их поднимали по готовности еще и ночью, и, бывало, крепкие парни падали от усталости. Все понимали - лишать хоть каких-то радостей нельзя.
Теперь, значит, кинопленка уходит. Не будет к кинотеатрах криков "сапожник" - киномеханику, который не смог избежать порыва ленты. Скукота.
Однажды в городе моего детства Махачкале показывали в Клубе рыбников "Генералов песчаных карьеров". Там в самом конце имелась эротическая сцена, на которую иные особо эмоциональные любители прекрасного приходили раз по пять. Так вот, киномеханики из пленки эти кадры вырезали и делали из них диапозитивы - чтобы не торопясь посмотреть в более подходящей обстановке. К концу проката от сцены осталась ровно одна секунда, все остальные кадры срезали.
А еще из пленки получалась отличная дымовуха. Из старой пленки, горючей. Ныне пленка была уже пожаробезопасной, а раньше отлично горела. Отрезаешь сантиметров десять и закатываешь в фольгу от шоколадки или конфеты. С краю аккуратно поджигаешь спичкой и сразу затаптываешь. Тогда пленка не горит, а тлеет, выдавая столб дыма и ужасную вонь. Можно забросить в чей-то подъезд и с удовольствием понаблюдать за реакцией...
В общем, это, само собой, правильно, что в кинопрокате цифровая революция. С научно-технической революцией не поспоришь - ее нужно принимать с распахнутым сердцем. Одно плохо - вспомнить будет нечего...
Journal information