Но у "материковой" Украины сегодня задача гораздо проще - выжить любой ценой, и тут экономия оправданна.
Теперь интереснее другое - что в этой ситуации станет делать Москва, которая, несмотря на бодрые заявления, тоже в панике. Нефть падает так, как не снилось в страшном сне, санкции довольно болезненны и союзников нет. Не хочет помогать никто - ни родные Белоруссия с Казахстаном, ни вновь ставший братским Китай, который уже начал таскать каштаны из огня и, несомненно, продолжит делать это дальше. Скупая задешево российские военные технологии и заключая супервыгодные контракты по газу. И не давая ни кредитов, ни обязательств.
Полтора миллиона донецких и луганских пенсионеров, инвалидов и других получателей бюджетной помощи постараются добиться получения ее из российского бюджета. Но России нечем сегодня кормить своих пенсионеров, которые стремительно нищают, но пока еще не чувствуют этого в полной мере. Россия не может поднять зарплаты своим учителям и врачам, только чуть поднимает их своим военным, которым не повышала денежное содержание уже год.
И тут у Путина настоящий тупик. Взять на содержание донецких он не может, поскольку это приведет к дальнейшему опустошению бюджета и риску окончательного коллапса. Не взять - предать идеалы русского мира, о котором столько времени кричалось во весь пропагандистский голос. Оба варианта плохие, какой из них более плохой - не очень понятно.
Есть, правда, третий, но еще хуже - не делать вообще ничего и ждать, когда половина донецких переедут в Россию, а половина - разбредутся по родственникам на самой Украине. Тогда придется размещать, кормить и лечить, причем, в условиях зимы. И обострить отношения с собственным населением, которое не так чтобы подобному повороту событий обрадуется.
И, наконец, четвертый вариант - декларируя необходимость защиты погибающего от голода и холода населения Донбасса, придать боевым действиям новый импульс и снова поднять ставки в противостоянии с Западом, вынудив Киев и его кураторов идти на переговоры.
Что-то мне подсказывает, что президент выберет между третьим и четвертым. Или какую-нибудь комбинацию третьего и четвертого.
В следующем году нам будет голодно и тревожно. Впрочем, лишь бы не случилось войны...
Journal information