Совершенно очевидно, что для приобретения путевки в основную часть российского "Голоса", желательно петь по-английски и что-то джазовое или роковое. Единственная в жюри представительница фолк-музыки Пелагея тоже предпочитает, чтобы по-английски и джазовое или роковое. Хотя сама специализируется в совсем другом репертуаре. Русских песен мало, но, справедливости ради, нужно отметить, что в этом цикле гораздо больше. Видимо, патриоты получили некоторое влияние и в отборочных структурах "Голоса".
Смешно указывать творческому человеку, где ему искать вдохновение. Мы не страна чучхе, даже в самые глухие времена иностранная музыка в СССР и Россию доходила, а уж сейчас любой имеет возможность слушать то, что ему больше нравится. В этом смысле, высказывания Рогозина не выглядят слишком уж перспективно с точки зрения развития российской культуры. Однако определенная соль в них есть.
Российский "Голос" - это все-таки российский голос, а не "Голос Америки". И вполне логично, что в его конкурсной программе должно быть больше русских песен и песен народов России. В том числе фольклорных. И тот факт, что их мало, говорит о двух не самых веселых обстоятельствах.
Во-первых, на этом конкурсе практически нет любителей. А профессионалы, которые соревнуются между собой, приходят в массе своей из клубной культуры. А в клубах крупных городов поют практически только иностранное. То, с чем они выходят на эстраду "Голоса", - это обычный клубный репертуар.
Во-вторых, в российских учебных заведениях, где учат эстрадному вокалу, делают это, в основном, на лучших образцах зарубежной эстрады. То есть, опять же, на англоязычных песнях.
Глупо отрицать, что за рубежом каждый год появляются многие композиторские таланты и прекрасных песен оттуда в Россию импортируется немало. Но Россия слишком большая страна, чтобы как Швеция, Норвегия, Прибалтика стать музыкальной западной колонией. В большинстве стран Европы на своих языках давно уже не поют, только по-английски. Больше того, не поющий по-английски практически не имеет больших шансов на продвижение.
Но мы не Западная Европа, у нас свой огромный эстрадный рынок. И за столами, когда собираются семьи, поют не на английском языке, а на том, на котором говорят.
Есть и еще одно тонкий поворот темы. Это монополизация песенного пространства. Пять-шесть группировок, далеко не всегда однозначно творчески состоятельных, оккупируют фестивали и телеканалы, просто переходя с одной площадки на другую. Тут они конкурсанты, а тут - члены жюри. В таких условиях ярких мелодий в нужном количестве дождаться сложно, и "Голос" - это положение дел отлично отражает.
Так что с импортозамещением на эстраде ничуть не лучше, чем в военно-промышленном комплексе, который хотел бы, да не может отделаться от иностранной продукции. И тут бы господину Рогозину поворотиться на себя, а на "Голос" только после того, как его ведомство станет работать исключительно с российскими поставщиками.
Но сам факт, что у нас вице-премьеры смотрят такие программы, как "Голос", радует. Имеется впечатление, что наша "элита" смотрит только друг на друга и слушает только друг друга. А оказывается, ничто человеческое им не чуждо...
Journal information