Очень интересно. То есть памятник сталевару с "кочергой", который имеется чуть ли не во всех "металлургических" городах, не является актом унижения какой-нибудь национальности. И мухинский монумент "Рабочий и колхозница" никого не унижает, хотя и возвышается над всей Москвой. И много еще каких памятников, которые символизируют значимость человека труда. Например, памятник сантехнику в Екатеринбурге. А рабочий с плиткой - это, выходит, оскорбительно.
Занятно продолжение аргументации таджикского общественного лидера: трудовыми мигрантами стали представители различных профессий: врачи, учителя, ученые, музыканты, вынужденные «взять в руки метлу или отбойный молоток», чтобы обеспечивать свои семьи.
Ну и что в этом оскорбительного и унижающего? Во все времена работать не было оскорбительным. Вот воровать или грабить - это плохо, а работать - в любом случае хорошо. Вне зависимости от национальной принадлежности. Кому-то нужно и укладывать асфальт. И убирать туалеты, и мыть полы в больницах - это тоже кому-то нужно и подобный труд не может быть оскорбительным по определению. Вот если бы в Москве появился памятник перевозчику наркотиков в желудке - вот это бы, пожалуй, было бы оскорбительным. А работающий человек - достойный человек.
Далее в своем заявлении уважаемый Каромат Шарипов пошел еще дальше, вознеся свои эмоции к Библии. Его сентенции заслуживают того, чтобы привести их дословно (цитируется по Ленте.ру):«Поэтому памятник таджику, не с книгой, а с дорожной плиткой в руке не может служить символом признательности москвичей трудовому народу Таджикистана. Участники общероссийского общественного движения выражают свой протест. И заявляют, что не позволят из таджиков сделать библейского Вечного жида, по преданию обреченного на вечную миграцию».
Разумеется, среди уважаемого в своем трудолюбии таджикского народа, как и всех народов, есть и высокообразованные люди. Есть, пусть и в малом количестве, врачи и учителя, есть и представители науки. Отрицать это не только глупо, но и безответственно. Но не менее безответственно отрицать и другой факт - Таджикистан известен сегодня в России не столько своей наукой, сколько экспортом малообразованных гастарбайтеров. Продажей рабочих рук своих сограждан, которым он не дает возможностей для того, чтобы кормить жен и детей непосредственно на родине. Вот о причинах этого действительно унизительного положения дел и порассуждать бы представителю общественного движения. А не обращаться к рискованным образам "вечного жида". И не диктовать москвичам, как именно они должны показывать того или иного труженика, работающего на просторах столицы.
Кроме того, уважаемому господину Каромату Шарипову стоило бы научиться не путать "национальность" и "нацию". Во всяком случае, в публичных заявлениях. В русском языке - это очень разные понятия.
Что касается идеи памятника, то не думаю, что такой и в самом деле появится. Хотя вообще-то пора бы подумать над какой-то творческой реализацией нового понимания дружбы народов. В монументальном воплощении. Потому что на ту же Москву действительно работают многие из представителей бывшего СССР. Они, безусловно, заслуживают уважения. А с плиткой, с мастерком, гаечным ключом или лопатой - это на усмотрение скульптора-творца. И градостроительной комиссии.
Диаспоры с их амбициями при этом спрашивать совсем не обязательно...
Journal information