То, что айфон становится одним из символов успешности - очевидно. Но почему именно смартфон? Какие такие супервозможности открывает он перед среднестатистическим владельцем, что обладание айфоном очередного номера делает человека счастливым и вызывает зависть к нему у многих окружающих?
Да в общем-то никакие. Во всяком случае, не такие, чтобы платить за новинку сумму, превышающую среднемесячную зарплату по региону. Специалисты говорят, что себестоимость "трубки" не выше 300 долларов. Если это правда, то получается, что маржа - 200 процентов. Покупка - это уже не потребительское решение, а потребительская истерика.
Если в озабоченной экономическими проблемами державе продаются за день десятки тысяч очень дорогих и не самых нужных в повседневной жизни трубок, то можно говорить о явлении. Имя явлению - консьюмеризм и оно заражает большие города, как вирус. Со айфоном - ты член некоего не очерченного контурами сообщества, а без айфона - обычный индивидуум. Скучный лузер, каких миллионы. Тот факт, что через полгода-год "яблоко" объявит о новой модели, ни о чем не говорит. Все равно - лузер. Обладатели "шестого" немедленно купят "седьмой" и так до бесконечности.
Такому острому вниманию к гаджетам изрядно поспособствовал глава российского правительства Дмитрий Медведев, который демонстрировал свой айфон где нужно и где не нужно и даже, будучи уже главой государства, заработал в сети не самое величественное прозвище - "айфон-президент". Но, думается, и без столь высокого обладателя айфон промаршировал бы по стране широкими шагами. Потому что за последнее время сильно изменилась психология общества. Это уже не общество дефицита и не общество нужных вещей, а страна моды на вещи. Покупка айфона-6 или 7 или 8 в психологии страны моды на вещи уже не объясняется необходимости приобретения ппарата для работы, важен сам факт приобретения. Факт просмотра того или иного фильма: если не видел - лошара. Факт присутствия при процессе лазанья "человека-паука" по стеклянным стенам небоскреба "Высоцкий". Факт посещения оупен-эйра, хотя там может быть весьма холодно и весьма мокро. Факт "боления" нв фан-зоне в парке Маяковского, где не совсем удобно, во многих отношениях - но в тренде.
Психология консьюмеризма обязывает всегда быть в тренде, куда бы этот тренд ни вел - даже в Крым ли, где крайне дорого и некомфортно, но модно.
Вообще-то говоря, само присутствие в нашей еще недавно бедной и малоперспективной стране консьюмеризма говорит о том, что она теперь далеко не такая бедная и уж точно не малоперспективная. И это хорошо. Опасно другое - будет трудно отвыкать. А отвыкать, возможно, придется. И в довольно скором времени. Долларов становится все меньше, а самостоятельно делать "айфоны" Отечество все никак не научится. И если бы только "айфоны"...
Journal information