Но Достоевский - это Достоевский, громада главного, с моей точки зрения, писателя России такова, что смотреть нужно в любом случае. Тем более, что предыдущая вещь по ФМД - "Идиот" получилась и дерзкой, и фундаментальной, и очень точно соответствующей духу самого романа.
Так что четыре серии (как это все можно уложить в четыре серии!) будут однозначно событием. Говорить о глубине которого до просмотра, конечно, совершенно невозможно.
Мы и не будем о постановке. Мы о времени, в котором выходит фильм. Дело в том, что Достоевский, сам когда-то революционно настроенный, приступил к написанию романа, будучи потрясенным убийством членами революционного кружка своего соратника - студента, обвиненного ими в предательстве. И бесами для него, жестоко пострадавшего когда-то за вольнодумство, - были не жандармы, а как раз революционеры. То есть те, кто был готов идти на любые преступления для получения власти. Те, у кого напрочь отсутствовала мораль, вытесненная из сознания некоей целесообразностью.
Представляя фильм по гениальной книге сегодня, Первый канал, хочет он того или не хочет, ставит перед страной вечный как шекспировское "быть или не быть" вопрос - а кто же бесы. Ответить без идеологии на который не получится.
Если приложить фабулу "Бесов", как кальку, к современной российской действительности, то получается, что бесы - это те, кто идет против власти, игнорируя любые моральные нормы. Тот, кто борется за политическое превосходство любыми методами. Бесы всегда в меньшинстве, но за ними совершенно другая мощь - интрига, жестокость, измена, подлость, что позволяет захватывать души простых людей. Идея книги Достоевского в том, что общество должно противопоставить "бесам" всю свою силу, опереться на высшие моральные ценности для того, чтобы не проиграть эту странную войну, сплотиться перед лицом страшной, "бесовской" угрозы.
И если так, то становится понятно, почему мини-сериал выходит именно сейчас. И кто сегодня для государственной пропаганды "бесы", становится понятно тоже.
Достоевский, как и другие великие русские писатели, совсем не предполагал, что его романы станут оружием. Но такова, видимо, судьба всех значительных произведений, далеко выходящих за рамки простого литературного повествования.
Несколько лет назад повезло посмотреть "Бесов" в "Современнике". С.Гармаш, Ч.Хаматова и другие актеры театра создали потрясающие образы героев ФМД и в какой-то момент эти образы стали настолько выпуклыми, что обрели современные имена...
Хотиненко, как режиссер талантливый и обласканный властью, наверное не имел проблем ни с бюджетом фильма, ни с возможностью пригласить любых актеров. Должно получиться интересно. Надо посмотреть. Хотя бы для того, чтобы попытаться предугадать, кого назовут "бесами" завтра...
Journal information