Потом, правда, в московские вузы и университеты других миллионников приезжают поезда со 100-балльными абитуриентами с Северного Кавказа, но это будет потом. Да и вообще может быть рассмотрено как результат целенаправленной политики центра по просвещению окраин.
Вот я думаю, почему наше чиновничество так цепляется за этот ЕГЭ? Хотя всем абсолютно понятно, что в российской действительности он не приживается. Что не устраняя коррупцию в вузах, плодит дикую коррупцию в школах. Что никак не позволяет отобрать действительно лучших. Что не решает главную задачу - помочь попасть на бюджетные места способным девочкам и мальчикам из провинции. Что эта американская придумка в корне противоречит самой системе российского образования, где привыкли разговаривать и выяснять, а не тупо подсчитывать коэффициенты и рейтинги.
Самое интересное, что резкое охлаждение отношений с Европой и США может перечеркнуть наконец эту инициативу и вернуться к нормальным экзаменам. И вообще, многое что в образовательной теме зачеркнуть. Болонскую систему 4+2, например, когда время на высшее образование сократилось, по сути, до 4 лет. Балльно-рейтинговую систему, которая прививается со страшным скрипом через протесты преподавателей и мучения, а толку не дает никакого. Она ведь нужна только для иллюзорной конвертируемости российских дипломов. Но теперь Запад, который и так-то не сильно дипломы наши признавал, построит тут еще пару труднопроходимых стен. А если мы - не Европа, а это теперь обеспечено, то тогда зачем все эта эквилибристика?
Наверное есть смысл в новой политической реальности несколько иначе посмотреть и на рейтинги вузов. Поскольку стало совершенно понятно, как эти рейтинги западными агентствами формируются. Сегодня биться за рейтинги - уподобляться известному комическому персонажу, который пытался победить ветряную мельницу. Бейся не бейся, толку это даст мало.
Мы так много в последнее время уделяем внимания всякой наукометрической шелухе, что за ней забываем главное. Вот отказалась Украина поставлять свою продукцию нашим военным заводам - и началась паника. Оказывается, без них, без поставок, не летают наши военные вертолеты. И ядерные ракеты тоже, оказывается, летают далеко не все. Вот это - реальный результат, на который нужно ориентироваться нашему образованию. Все остальное - труха, попытка обмануть самих себя. Если у вас есть рейтинги, но нет своих компьютеров и ваши жители летают на иностранных самолетах - вот это и есть ваше место в системе. И если угроза перекрыть нефть и газ бросает власть в холодный пот - вот и самый важный ответ на вопрос о том, где же на самом деле находится ваше образование. Вместе с ЕГЭ и такой красивой балльно-рейтинговой системой...
Но кажется, заканчивается. Сейчас будет развод и девичья фамилия. Или все-таки развод случится, а американская фамилия останется?
Journal information