Оно, возможно, и лучше, что итоги не доводятся. Лично был свидетелем, как в "голосовалке" лидировала идея установить в центре Екатеринбурга памятник Рамзану Кадырову. Там было еще несколько предложений аналогичной продвинутости, что свидетельствует - народ не верит, что его мнение хоть кому-то из нынешней власти в Сером доме интересно.
По-тихому спилили Краснознаменную группу, потом ночью срезали олимпийские часы... Народ безмолвствует, но счастлив ли народ?
Но свято место пусто не бывает, что-то поставить определенно нужно и обсуждается идея построить там храм. Раз уж вместо фонтана на площади Труда екатовцы строить храм никак не позволяют. Была мыслишка установить специальные бинокли для туристов, но она не прошла сразу - там, как на ладони резиденция губернатора, мало ли что высмотрят в эту оптику. Вот храм, кстати, хорошая идея - до Большого Златоуста идти слишком далеко...
Дальше всех пошли, как всегда правозащитники. Появилась инновационная идея поставить на месте часов памятник жертвам политических репрессий - "Маски скорби" Эрнста Неизвестного. Вообще, бетонное творение великого мастера изначально для Екатеринбурга и предназначалось. Неизвестный, кстати, отказался даже от гонорара в 700 тысяч долларов, именно надеясь, что мемориал установят в его родном городе. Называлось даже место - площадка у Дворца молодежи. Но по каким-то причинам, то ли материальным, то ли в результате очередных в администрации интриг и боев под ковром, дело до конца не довели. Есть, полагают некоторые, довести сейчас.
Вот если бы спросили у меня, жителя Екатеринбурга с 30-летним стажем, то я ответил бы отрицательно. Не нужны нам в центре города эти маски из красного бетона высотой в 17 метров. Не то, чтобы они не нужны городу вообще, но на Плотинке не нужны точно. Место не то.
Наш город и так имеет в России довольно мрачную славу. Сейчас стали как-то забывать, что Ганина Яма - это, строго говоря, очень скорбное место, а не туристический объект. Совершенно не случайно там стоит красивый монастырь. Для того, чтобы напоминать о кошмаре событий первой четверти двадцатого века и каяться. В историческом ядре Екатеринбурга возвышается "Черный тюльпан". Замечательный памятник, задуманный и созданный талантливыми людьми. Но все-таки памятник смерти и скорби. И площадь Коммунаров с ее Вечным огнем - тоже памятник скорби. И Широкореченский мемориал - тоже. И мемориал на 12-м километре, где расстреливали несчастных людей в период массовых сталинских репрессий, - опять же мемориал скорби. Наш город - это город мемориалов скорби. Это если не вспомнить о памятниках Ленину, Свердлову, Малышеву и Кирову - тех еще пацифистов и человеколюбов.
Нужны ли нам в этом смысле в центре еще и маски - большой вопрос. Скорее нет, не нужны. При всем огромном уважении к Эрнсту Иосифовичу Неизвестному. Этот памятник заслуживает лучшей судьбы, чем возвышаться, пугая детей, в месте праздничном и отнюдь не настраивающем на скорбные мысли. Его точно нужно в Екатеринбурге установить, а вот где - серьезно подумать.
А на Плотинке давайте поставим что-то жизнеутверждающее. Обращающее нас и наших детей не к нашему мрачноватому прошлому, а к будущему. Которое, будем надеяться окажется счастливым...
Journal information