Но если выслушать и помочь - это синонимы, то в качестве психолога подходит любой, кто слушать готов, пусть даже и за деньги. Екатеринбургские вузы сегодня клепают психологов пачками, курсы и отделения открываются чуть ли не при шиномонтажных мастерских. Раньше так готовили журналистов и юристов, а сейчас, в соответствии с запросами рынка, психологов. Благо, никакой особой базы не требуется - подсунь книги Фрейда и Юнга, Фромма и Спока - и на тебе, психолог готов. Он будет давать, в соответствии с квалификацией, советы о том, как найти мужа, подманив какого-то несчастного мужичонку "тантрическим" сексом и как победить соперницу посредством лимонного чискейка.
Большего в общем-то и не нужно, на хлеб большинству хватает, но не хватает любви. И психолог нового времени призван эту нишу если не заполнить, то хотя бы заштопать, как когда-то, натянув на лампочку, штопали носки.
Интересно, что параллельно с ростом числа психологов уменьшилось число работающих в Екатеринбурге экстрасенсов. Это четко заметно по количеству упоминаний в том же Яндексе. Даже вуду-колдун Симаков, к которому выстраивались недельные дамские очереди, убрался в Питер, сочтя родной город в колдовском смысле абсолютно неперспективным. Между ростом числа психологов и уменьшением числа колдунов просматривается настолько четкая пропорция, что становится совершенно очевидным: экстрасенсы никуда не делись, просто они стали врачевателями расстроенных нервов. И вместо вызывания духов и гадания на картах Таро оперируют теперь психологической и псевдопсихологической терминологией.
Косвенно этот процесс реинкарнации колдунов в психологов говорит о повышении образовательного уровня населения. В привороты и отвороты, венцы безбрачия и наговоры на удачу верят меньше, чем в науку или, во всяком случае, в то, что выдается за науку. Котлет стало очевидно больше, а покоя не стало вовсе. Покоя, что странно, не дает даже вклад в Сбербанке. Даже послание президента Федеральному собранию - оно тоже не приносит покоя. Даже пенсионная реформа...
А еще меньше осталось счастья. Оно почти вымерло, как птица цвета ультрамарин. Люди вообще странно устроены - они думают, что счастье - это что-то внешнее. Если бы они понимали, что счастье - состояние внутреннее, то не ходили бы ни к кому из схалтуренных местными курсишками психологов, а просто варили бы вкусные борщи, мариновали грибы, строили дома, копали картошку и вообще творили бы какое-то добро. И помнили бы, что счастье - это когда тебя понимают. В смысле, понимают не только психологи.
Выясняется также, что несмотря на широко пропагандируемую религиозность общества, священник и психолог - это, оказывается, разные призвания. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Но если было бы наоборот, то количество кабинетов психологов не росло бы такими стремительными темпами. Для этих целей хватало бы храмов.
Впрочем, психолог - это не психиатр. Если стране нужны психологи, то все не так страшно. Не болезнь, не недомогание. Так, нервишки слегка шалят. Маловато любви. И не спится...
Comments