Да-да, эта то самое полотно, которое в просторечии принято называть неправильно - "Иван Грозный убивает своего сына".
Лидер православного движения «Святая Русь» и бизнесмен Василий Бойко-Великий (в детстве и юношестве просто Бойко), написал открытое письмо на имя министра культуры и директора Третьяковской галереи. Текст письма опубликован автором с интернете. Письмо подписали также историк, профессор Санкт-Петербургского университета Игорь Фроянов, глава издательства «Царский дом» Ксения Лебедева и другие.
В письме содержится требование изъять картину из экспозиции Третьяковки, поскольку, по мнению Бойко-Великого она является мерзкой, клеветнической и ложной, вводит в заблуждение школьников, потому что никаких доказательств того, что Иван Грозный убил своего сына, нет.
Министр культуры на это занятное письмо еще не откликнулся, а вот директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева уже заявила, что картину снимать не собирается. По словам Лебедевой, требовать снять произведение искусства, якобы оскорбляющее патриотические чувства, — «невозможная ситуация». Директор знает о точке зрения некоторых историков и активистов, считающих, что картина несправедливо представляет Ивана Грозного как сыноубийцу, но не понимает, почему ее нужно убрать в запасники. «Я не очень понимаю, почему вдруг может потребоваться это делать по желанию одной части нашего общества. Надо принимать во внимание мнение и других людей тоже», — заявила Лебедева.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» была закончена Репиным в 1885 году. Для своего собрания ее приобрел Павел Михайлович Третьяков, основатель Третьяковской галереи. Произведение искусства демонстрировалось в постоянной экспозиции музея на протяжении столетия.
Однозначного мнения о том, убивал ли Грозный своего сына или нет, действительно не вырисовывается. Первоисточником этой истории с сыноубийством является Карамзин, но ни одного дополнительного подтверждения не существует. Не вполне ясно и то, откуда знаменитый историк взял широко известный факт. Тем не менее картина, безусловно, является значительным художественным произведением и изымать его из одного из главных музеев страны представляется неправильным и кощунственным.
В конце концов, мало ли в нашей истории мифов. Если выбросить все картины, рассказывающие о них, то, пожалуй, мы останемся без искусства...
Journal information