Корреспондент "Шпигеля" проводит собственное исследование реакции российских граждан на известие о смерти Горбачева и приходит к выводу, что в подавляющем большинстве россияне испытали чувства радости и злорадства.
Как известно, что русскому хорошо, то немцу смерть. Хотя немецкие интеллектуалы гораздо лучше понимают Россию и русскую ментальность, чем англичане и французы, и на порядок лучше, чем американцы (вспомним Клаузевица, Мольтке, Бисмарка и многих других германских умников), тем не менее, журналист ошибся в оценке. В России в народе Горбачева не столько ненавидят, сколько презирают. В отличие от Ельцина, которого действительно ненавидят.
Горбачева презирают даже не за ошибки, которые может, разумеется, совершить любой политик, а за трусость и нерешительность. За отсутствие мужественности, без которой у нас мужчину не уважают вообще, а мужчину-руководителя полагают смешным. В сущности все "консенсусы" Горбачева, желание немедленно мирить всех со всеми и уступать все всем и было явным проявлением его трусости, видимой даже на фоне его не в меру амбициозной жены. Как это все проморгали люди, выдвинувшие Горби на авансцену истории, такие мудрые люди, как, например, Громыко, не вполне понятно, возможно те играли в свою игру, да по возрасту и подступающему маразму просто не смогли доиграть этот преферанс до конца...
Именно Горбачев потерял страну и позволил ей развалиться. Именно он трясущимися руками вручил ошметки этой страны своему последователю-алкоголику.
Горбачеву никто и никогда не простит не нищеты даже (кого в России удивишь нищетой), не экономического кошмара конца 80-х и начала 90-х, не даже невиданного исхода русских и русскоязычных из азиатских и кавказских "демократий", не даже сданной без боя армии. В России, испытавшей ослепительные победы и ужасающие поражения, умели и умеют прощать неудачи. Михаила Сергеевича ненавидят за унижение, которое пришлось перенести некогда гордому народу. И, по большому счету, за подлость, с которой он вверг людей, поверивших ему, в это унижение.
Горбачева сейчас гораздо больше любят в Лондоне и Берлине, чем в Москве. И его настигает самая страшная расплата, которая только может настичь предателя - безвестность.
Тот факт, что Горби оказался все еще жив, ничего в головах и сердцах россиян не меняет. Для нас он умер уже давно. Причем, окончательно и бесповоротно...
Journal information