Валерий Амиров (komandorva) wrote,
Валерий Амиров
komandorva

Балабанов. В поисках "Брата"

После неожиданной смерти Алексея Балабанова о его талантах не говорит только ленивый. Даже большой эксперт в области кино премьер Медведев позволил себе сказать о том, что фильмы Балабанова - коллективный портрет страны в самые драматические периоды ее истории.
Если так, то портрет получился в багровых тонах. "Про уродов и людей" - безысходный кинодекаданс, по сравнению с которым даже ленты бывшего порнооператора Гай-Германики кажутся торжеством оптимизма. "Груз-200" - убойно-чернушный взгляд на проблему войны. Настолько чернушный, что из него не извлекается ничего, кроме ненависти. Но не к войне, как трагическому формату человеческих взаимоотношений, а именно к людям. "Морфий", по одноименной новелле Булгакова, не уловил дух булгаковской вещи, а только, пожалуй, ее букву. И вроде все так, а - не то. "Жмурки" - примитивно-плакатный взгляд на годы дикого российского капитализма, хорош разве что тем, что позволил Никите Михалкову в очередной раз сыграть самого себя - в роли наглого, хамоватого и в душе трусливого пахана.
У Балабанова есть только одна работа, которую можно назвать сильной. Это кинодвухтомник "Брат". Одна, но действительно яркая, за которую, собственно говоря, автора и можно считать большим. Даже великим, если кому нравится пафос. По сути "Брат" - это концепция современного русского национализма, которой, наверное, остро не хватает стране, понемногу оправляющейся от либеральной демократии, но мучительно ищущей себя.
Именно балабановский национализм, выраженный немудреными, вроде бы словами героя фильма Данилы Багрова, имеет шансы стать тем стержнем, на котором будет в ближайшие десятилетия вращаться российская державность.
Многие весьма умные люди говорят, что "Брат" разжигает национальную рознь. Как нерусский человек - не согласен. "Брат" не разжигает национальную рознь, а расставляет в самом больном российском вопросе - национальном, все точки над i. Этот фильм жестко, но честно говорит о России как о русском государстве, которое, конечно, для нормальных людей любого народа, но все-таки русское. Со всеми вытекающими отсюда социально-культурными последствиями. В этом смысле творчество Балабанова переплетается с творчеством другого русского националиста Говорухина и его "Ворошиловским стрелком".
Балабанов в своем "Брате" доказал, что русский национализм может выглядеть привлекательно. Причем, не только для этнических русских.
А то, что нацистские уродцы всех мастей провозгласили этот фильм своей библией, так это не к режиссеру вопросы. В свое время фашисты тоже взяли за основу учение Ницше, но учение это к фашизму не имело никакого отношения.
Жаль, что Балабанов умер, но вместе с тем, его ранняя смерть содержит очевидный символизм. Национализм "по Багрову" в России не востребован. Востребованы дураки. Которые удивительным образом умеют сосуществовать с плохими дорогами...
Subscribe
promo komandorva march 5, 2015 01:34 Leave a comment
Buy for 40 tokens
В блоге можно разместить рекламу на любую тему. Все, кроме материалов, нарушающих законодательство РФ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments