Теперь за недавно любимым писателем, бывшим кавалером двух высших азербайджанских орденов (лишен специальным распоряжением президента Алиева) идет охота. Многотысячные демонстрации требуют его смерти, местным имамом он назван муртадом (еретиком) за предательство интересов мусульман.
Все это за то, что Айлисли сделал то, что и должен делать писатель во все времена и при всех обстоятельствах - сказал правду.
Интересно то, что Азербайджан ставится западными либералами гораздо выше России в списке стран, развивающих демократию. То есть требовать смерти без суда и следствия за книгу и отрезать уши - это вполне демократично и нравственно. А говорить правду - безнравственно. Такая вот реальность.
Айлисли воспитывался в Советском Союзе и братство народов для него так же естественно, как дышать. Это сейчас такая позиция кажется дикостью и два когда-то очень близких народа готовы воевать насмерть, до последней капли крови. А для писателя все совсем иначе.
В Армении не живут азербайджанцы, а в Азербайджане - армяне. А в России живут и те, и другие миллионами и как-то не укоренилась привычка резать уши за точку зрения. Это я не к тому, что в России все благополучно с дружбой народов, а к тому, что стержень в нашей диковатой стране все-таки есть. А в демократическом Азербайджане - нет.
Ни демократия как таковая, ни "классический" ислам, как мы видим, не дают прививки от варварства. Миф о том, что торжество на Кавказе традиционного ислама, поддерживаемого государством, гарантирует мир и стабильность - не более, чем миф. Народ с помощью национализма запросто строится в колонны и готов травить кого угодно и когда угодно. Стоит только указать врага. Причем, врагом объявляется вчерашний кумир, властитель дум и те, кто восхищался его творчеством, назавтра готовы принести на блюде отрезанное ухо. Не веря, что еще через день уши под одобрительный рев толпы могут отрезать уже им.
Наша страна поступила бы правильно, если бы предложила Айлисли политическое убежище. К нам переезжает столько всякой шантрапы и нечисти, а тут - замечательная возможность показать, кто есть кто. Это, конечно, не Депардье, хранящий российский паспорт, как картошку, но это, несомненно, гражданин. Нам сейчас остро не хватает таких...
Journal information