Таким же российским культурным продуктом являлся потомок эфиопа Александр Сергеевич Пушкин - давайте, рискните, назовите его "нерусью". "Нерусями", если продолжать литературный ряд, были потомок шотландца Лермонтов, потомки татар Блок, Карамзин, Ахматова и Тургенев. Ну и так далее. Россия - удивительная страна, тут поскреби любого русского, так найдешь и татарина, и еврея, и грузина, и армянина - и это не просто нормально, а абсолютно естественно для государства с такой историей. В разные годы и столетия славу русскому и российскому Отечеству ковали представители многих народов - давайте, расскажите про "нерусь" узбекам, приютившим в своих небогатых семьях тысячи голодных русских и нерусских пацанов и пацанок из блокадного Ленинграда.
Почему-то никто не удивляется, что руководителем главного внешнего медиаканала страны является родившаяся и выросшая в России армянка Симоньян, которая, дай бог ей здоровья, рубится за свое государство. Министру иностранных дел Лаврову, который с гордостью несет в себе армянскую кровь, расскажите про "нерусь", покажите себя идиотами...
Может ли таджичка, еще в детстве получившая российский паспорт, петь за Россию? А почему бы, собственно, нет? Болгарин Киркоров, стало быть, выступать за Россию на Евровидении может, украинка Приходько - может, а таджичка что - нет? "Женщине года" Моргенштерну, которого собирались на Евровидение послать, можно, а Маниже нельзя? Тогда давайте определим народы, которым разрешается представлять Россию, и которым не разрешается. Воевать нашим центральноазиатским братьям за Россию можно, а петь нет? Ну не странно ли это?
Имеет ли право ли Манижа петь песню "Русская женщина"? Провокативно, согласен. Возможно, надо было бы подумать получше. Но, собственно говоря, а что тут страшного? Тем более, что Евровидение - вообще вокальный конкурс, собирающий зрителей с не самыми изысканными музыкальными вкусами. Туда и надо посылать слегка фриковатых и провокативных. Победят - порадуемся, проиграют - приколемся.
Надо приветствовать, когда мигранты, приезжающие в Россию в поисках лучшей доли, не просто адаптируются, а становятся частью российского общества. Не обособляются, а открываются людям, стараясь быть такими же, как все те, кто считают себя коренными. Становятся русскими, в широком культурном контексте. Кстати, возможно, Манижа считает себя именно русской женщиной. Национальность - это самоопределяющее понятие...
"Взгляд", опубликовавший размышления Холмогорова про "нерусь", этот абзац убрал. То ли испугался, то ли понял, что национализм никого еще не доводил до добра. И до храма тоже никогда никого не доводил.
Journal information