Рота, нужно отметить сразу, довольно странная. В ней всего 13 представительниц прекрасного пола. По армейским меркам, не рота и даже не взвод, а немного больше одного отделения. Так что на перелом в боевых действиях, идущих пока что не в пользу армян, рассчитывать вряд ли стоит. Но цель создания женского "спецназа", видимо, состоит в другом - в том, чтобы воодушевить и ободрить отступающие карабахские войска. Все-таки Кавказ, если воюют женщины, то мужчинам не защищать свою родину должно быть просто стыдно.
Не ново. В свое время на фоне разложения русской Армии, распропагандированной большевиками в Первую мировую войну и переходившей от сопротивления, к братанию с немцами, был создан женский батальон Марии Бочкаревой, а точнее, «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкарёвой». В который на абсолютно патриотических началах вступали и высокородные барышни, и девушки из низов. Костяк батальона составили русские, но были и татарки, и еврейки, и представительницы других народов России. Все после медкомиссии брились наголо.
Дрался женский батальон неплохо, проявлял стойкость и смелость, хотя отношение к нему у обычных частей было резко отрицательным - называли не иначе, как проститутками. Не жаловали женщин-солдаток и офицеры. Например, генерал Деникин, писавший о том, что "не место женщине на полях смерти, где царит ужас, где кровь, грязь и лишения, где ожесточаются сердца и страшно грубеют нравы. Есть много путей общественного и государственного служения, гораздо более соответствующих призванию женщины".
Закончил батальон довольно бесславно, защищая от знаменитого штурма Зимний дворец в 1917-м. После расформирования многие участницы подверглись издевательствам, были изнасилованы и убиты "революционными" массами.
Надо сказать, что никакого особенного вдохновляющего действия батальон Бочкаревой на войска не оказал. Впрочем, вполне возможно, что в Карабахе будет несколько иначе, и 13 "амазонок" спасут ситуацию от окончательного разгрома. Противник может испугаться этой страшной силы и отступить. А может и не испугаться и продолжить наступление.
Ясно одно, если дело дошло до мобилизации женщин, то положение дел стало критическим. Дальше отступать, похоже, некуда. Позади Степанакерт...
Кадр из фильма "Батальонъ". Реж. Сергей Мокрицкий. 2015 год
Journal information