Валерий Амиров (komandorva) wrote,
Валерий Амиров
komandorva

Почему паруса Владислава Крапивина уплывают в прошлое

В Екатеринбурге с искренней скорбью простились со всесоюзным Командором. По нынешним временам искренняя скорбь - это настолько редко, что есть смысл еще раз поговорить и о масштабе личности, и о том явлении, которым стало творчество Владислава Крапивина для поколения сегодня уже очень взрослых пацанов и девчонок. Крапивин оказался именно тем, кто дал юношам и девушкам эпохи торжества марксистско-ленинских идей то, в чем они остро нуждались, - романтику парусов и нормальных человеческих отношений.

Военной молодежной романтики в СССР всегда имелось с избытком - от Мальчиша-Кибальчиша до повествования о том, как закалялась сталь, от висевших в каждой школе галерей портретов героев-пионеров до подаваемого как пример патриотизма странноватого подвига Павлика Морозова, а вот обычной детской романтики, не обвешанной идеологическими штампами, как новогодняя ёлка игрушками, - с этим наблюдалась напряженка, потому что индивидуальное детство с переживаниями для советского школьника считалось недопустимой роскошью. Только в строю, только в пионерском галстуке и только под барабан. Так вот Владислав Петрович Крапивин открыл миллионам детей и подростков окно в совершенно другой мир. Мир честный, мужественный, мир правильный, но без всевидящего ока райкома комсомола и пения "взвейтесь кострами, синие ночи" у костра из старых покрышек. Крапивин научил своих юных читателей мечтать и шагать к своей звезде. И многие дошагали, несмотря ни на что.
Уход Командора - еще одно свидетельство того, что Советский Союз заканчивается только сейчас. Потому что пространство-время от Крапивина имело счастье реализации как альтернатива официальному пространству-времени, где на призыв "к борьбе за дело Ленина будьте готовы!" полагалось немедленно вскочить, вскинуть в салюте руку и крикнуть "всегда готовы!". Так вот вселенная от Командора пережила вселенную от социализма, хотя, возможно, не ставила перед собой такой грандиозной задачи.
Тем не менее, паруса Владислава Петровича постепенно уплывают в исторический туман. В бесконечность. Потому что читателям нового времени они уже не так интересны. Романтика парусов постепенно и вполне логично уступает место другой романтике - кибер-пространства, космоса, микромира и многих других горизонтов. А самое главное, новая романтика не нуждается в том, чтобы быть массовой. Теперь у каждого школьника свой компьютер, свой логин и пароль, свой смартфон и, соответственно, своя романтика. В современном мире школьнику и вовсе не нужно быть романтичным, поскольку в конкурентном пространстве романтик непременно проиграет прагматику. Романтики всегда проигрывают тем, кто точно знает, чего хочет и сколько намерен на достижение цели потратить. Романтика Командора была всесильной, а теперь она быстро и неизбежно становится бессильной. И с этим ничего не сделать. Потому что такова диалектика. Таков закон отрицания отрицания.
Все это никак не говорит о том, что мы, впитавшие в свое время романтику Крапивина, ошиблись в выборе. Ничего подобного. Возможно, это очень пригодится нашим внукам, если уж дети читают совсем другое...
Tags: СССР, дети, литература, общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo komandorva march 5, 2015 01:34 Leave a comment
Buy for 40 tokens
В блоге можно разместить рекламу на любую тему. Все, кроме материалов, нарушающих законодательство РФ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments