
Решение президента является симптоматичным во многих отношениях. Дело даже не в том, что бюст Лужкова лучше бы установить на месте бывшего Черкизовского рынка (Черкизона), к созданию которого он приложил немало сил, крышуя и поддерживая одного из самых мафиозных москвичей Тельмана Исмаилова. А в нескольких других интересных обстоятельствах.
Решение об увековечении принято не сразу, а более, чем через год после смерти Лужкова. Хотя обычно такое делается едва ли сразу, а мероприятия по увековечению объявляются часто еще до захоронения ушедшего. А тут вдруг прошел год и только теперь президент вспоминает об одном из создателей партии "Вся Россия" и избирательного блока "Отечество - вся Россия", прообраза нынешней партии власти "Единая Россия". Само увековечение при этом носит достаточно скромный характер - ну что такое табличка, ну что такое - не самый крупный московский вуз? Обычно такими именами называют города, районы, корабли, на крайний случай - улицы. То есть, как бы увековечить, но аккуратно.
Лужков, один из последних больших ельцинских соратников был уволен в связи с острым конфликтом с тогдашним премьером Медведевым, указания которого мэр отказался выполнять. При этом президент Медведева в том конфликте поддержал и Лужков ушел в тень, а на первый план выдвинулись скандалы с его женой Батуриной - долларовой миллиардершей, странным образом заработавшей огромное состояние именно в период мэрства мужа и, во многом, на московских заказах. Больше Юрий Михайлович на первый план никогда не выходил, занимаясь, как писали СМИ, сельским хозяйством. Примерно, как Хрущев на своей даче, будучи выброшенным из большой политики.
А теперь задвинут сам Медведев и воскрешен образ Лужкова. Что это означает, понять пока трудно, но что-то точно означает.
Как бы за увековечением Лужкова не последовало увековечение и остальных деятелей того занимательного периода. Например, Виктора Черномырдина. Черномырдин с женой лежат на Новодевичьем кладбище, но по-настоящему, уважение ему за развал всего и всея еще не воздали. Нет города-Черномырдинска, да и Газпром, из которого вышел герой, тоже можно было бы назвать его именем. И так далее. Героев там много, не хватит городов и университетов.
А тут уже в очереди стоят Чубайс со товарищи, которые, конечно, еще вполне в силах, еще порулят и понаворотят, но уже потихоньку тоже приглядываются к городам, улицам, рекам, кораблям и университетам...
Фото: памятник Ю.Лужкову авторства Зураба Церетели
Journal information