Так вот Долгополов, кажется, досмешился. Он выдал несколько шуток, за которые запросто может серьезно пострадать. Если, конечно, делу дадут ход. Мы этих шуток не слышали, как пишут, они носят явно богоборческий характер и кто-то, особенно чувствительный, немедленно подал заявление с просьбой проверить шутки на предмет оскорбления чувств верующих. От чего сам комик уже смотался за границу и пообещал не возвращаться до прояснения ситуации с возможным уголовным делом.
Оскорблять верующих - это плохо. Люди имеют право на религию и попытки обидеть их в этой вере, по меньшей мере, неприличны. Даже если тебе не нравятся догматы, которые представляются верующим священными. Вместе с тем атеизм так или иначе предполагает богоборчество, отрицание религии. И на это граждане, согласно Конституции, тоже вполне имеют право. Тут вопрос в мере, в грани, которая отличает атеистические или агностические взгляды от сознательной попытки оскорбить. Грань чрезвычайно тонка. Кому-то это кажется обидным, а кто-то относится к шуткам спокойно, справедливо высказываясь в том смысле, что настоящую веру чужим неверием не поколебать.
Я не знаю, имел ли Долгополов умысел на оскорбление. Если имел, то это неприемлемо. Но неприемлемо и запугивать людей искусства непрерывными обращениями в правоохранительные органы. Ибо так можно добиться полного отказа искусства и культуры от внимания к теме религии. Мы, слава богу, не Саудовская Аравия, не Иран. У нас и атеизм, и религия всегда нормально уживались. Баланс был нарушен принятием явно избыточного закона, предусматривающего ответственность за оскорбление чувств верующих. Избыточность этого акта, кстати, признается и многими представителями религиозных объединений. Хотели наказать сумасбродных бабенок из "Пусси райот", действительно нагло оскорбивших храм, а наказали всю интеллигенцию, которая теперь боится малейшего шороха по поводу любой религии.
Не думаю, что такая ситуация правильна. Там запрещают рок-оперу "Иисус Христос - суперзвезда", которой внимает весь мир, тут пытаются запретить абсолютно безобидный фильм "Матильда", уже звучали призывы к запрету "Мастера и Маргариты" - со всем этим давлением нужно что-то делать.
Русская Православная церковь, кстати, неоднократно высказывалась относительно излишества запретов, якобы, обусловленных заботой о религии. Об этом, например, говорил глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда: "Церковь благословляет художников, вдохновляющихся евангельскими сюжетами в своих произведениях... Между кощунственным и неканоническим изображением святыни — пропасть, которая незаметна только культурно близорукому человеку".
Что касается Долгополова, то судить, не зная, трудно. Если что-то непотребное действительно ляпнул, то ему неплохо бы покаяться и извиниться. А его оппонентам после извинения - великодушно простить. Речь идет об очень молодом человеке...
Фото: комик Долгополов / tjournal.ru
Journal information