Валерий Амиров (komandorva) wrote,
Валерий Амиров
komandorva

Categories:

Петрушка, вечно ты с обновкой...

Екатеринбургский девятиклассник несколько раз ударил молотком по голове учительницу русского языка и литературы за то, что она грозилась не допустить его до сдачи общеобразовательных госэкзаменов. Подросток не выучил отрывок из грибоедовского «Горя от ума». Тот самый, что учили в школе все мы, кто с удовольствием, кто, испытывая суровое родительское давление.
Между прочим, «училка» старше ученика больше, чем в три раза. И, наверное, как и все учительницы литературы, хотела своему ученику добра. Что совсем не помешало молодому человеку подкараулить её у дома. Теперь дело забрал Следственный комитет и, в любом случае, пареньку сейчас будет не до поэзии.


Нападать на учительницу – последнее дело, в детстве почти у каждого были очень обидные, не всегда заслуженные ситуации с двойками и тройками. Но бить молотком – как-то не приходило в голову.
Парадоксально, литература – предмет, смысл изучения которой как раз и состоит в том, чтобы, читая, стать не только умнее, но и нравственнее. Именно литература и является той универсальной скрепой, которыми скреплены российские поколения. Пушкин, Толстой, Достоевский, Блок… Они сформировали и продолжают формировать культурный код нации и сделали нас такими, какими мы есть.
И коли ученик, знающий наизусть письмо Татьяны к Онегину и затвердивший на уроках мысль об абсолютной ценности слезинки ребенка, берется за молоток, чтобы ударить по голове предпенсионного возраста преподавательницу, то что-то здесь не так. Не с литературой, а с принципами и стандартами её преподавания.
Получается, что заучивание наизусть монологов Фамусова и Чацкого не гарантируют ни культурности, ни моральности. Но тогда зачем все эти заучивания?
В школе мне ужасно не нравилось учить знаменитые горьковские Песни о Буревестнике и Соколе. Несмотря на их несомненную романтику. И тургеневское стихотворение в прозе о великом и могучем русском языке категорически не нравилось учить наизусть тоже. Последнее, кстати, учат и декламируют и те, кто на пять предложений допускает десять грамматических ошибок – какой уж тут великий, какой уж тут могучий?..
Зубрежка не способствует проникновению в мир, который хотел создать литератор, то есть, не способствует усвоению морально-ценностной системы этого мира. Выучить – не значит усвоить.
Между тем, изучение литературы в школе в значительной степени основано именно на зазубривании, а не на сопереживании. Потому что так проще. Потому что для такого метода преподавания не нужно многого. Был даже такой термин «образованщина» для выучивших, но не усвоивших уроков, не умеющих транслировать смысла и пафоса прочитанного на свои мысли и поступки.
Вот этот парень с молотком не смог даже и выучить. Но даже если бы и смог, толку в том было бы мало. Ну да, наверное, допустили бы до ОГЭ.
В колледж потом поступить было бы можно. Гражданином стать - вряд ли…
Спектакль "Горе от ума". Малый академический театр РФ
Tags: образование, общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo komandorva march 5, 2015 01:34 Leave a comment
Buy for 40 tokens
В блоге можно разместить рекламу на любую тему. Все, кроме материалов, нарушающих законодательство РФ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments