Валерий Амиров (komandorva) wrote,
Валерий Амиров
komandorva

Category:

"Солярис" от Тарковского. Ни науки, ни фантастики...

Мне кажется, что "Солярис" - лучший фильм Тарковского. Он настолько же понятен мне, насколько непонятен "Сталкер", который аналогично, вроде бы, фантастический и снят по произведению великолепных авторов - Стругацких, но тяжелый по киноязыку и замыслу. Книга Станислава Лема, прочитанная в детстве, мне тоже очень нравится, но то, как прочитал её режиссер, нравится больше. Обычно бывает наоборот, однако, в случае с "Солярисом" все обстоит именно так: Лем написал научно-фантастический роман, а Тарковский снял кино, в котором фантастика только фон для осмысления человеческого.
"Солярис" Тарковского для меня однозначно мощнее "Соляриса" Содеберга, возможно, потому что Тарковский снял в понятных мне культурных кодах, хотя главную роль и сыграл литовец Банионис, а Содеберг сотворил очень голливудскую картину - вполне себе ничего, но без того духа, который делает кино пророческим...
И да, поздний Тарковский - "Жертвоприношение" и "Ностальгия" - мне не нравится. От слова совсем. Это, конечно, ужасно, но ничего не могу с собой поделать...


На "Мосфильме" восстановили фильм "Солярис" и об этом в материале РИА "Новости":

"Солярис" — научно-фантастический фильм без науки и фантастики
Егор Беликов

Каждый год возникают все новые поводы вспомнить об Андрее Тарковском. Фильмы классика мирового кинематографа бережно реставрируют. В этом году на "Мосфильме" восстановили "Солярис", и эту ленту опять можно увидеть на большом экране с 19 декабря.
За рубежом Тарковского почитают почти как киносвятого, а у нас его, конечно, уважают, но в качестве обязательного элемента того супового набора мировой культуры, который необходимо употребить, чтобы считать себя интеллигентным.
Он был режиссером некомфортным, себе на уме, неприятно бескомпромиссным. Про фильмы Тарковского зрителю заранее все понятно, вернее, абсолютно очевидно, что после просмотра ничего понятно не будет. Его нелегко любить, в отличие от многих сегодняшних постановщиков-шоуменов, скачущих по красным дорожкам фестивалей.
Тарковский крайне болезненно принимал мир вокруг, мучительно тяжело работал над собственными картинами — правил и переправлял, перерезал и переснимал бесконечно долго. Травил себя за каждый кадр, который казался ему хотя бы немного недоделанным, недостаточным. Им двигала цель — поднять в кино проблемы наивысшей нравственности, осмыслить их за все человечество, пусть оно даже никогда не просило себя от чего-то спасать.
"Солярис" Тарковского — самый зрительский фильм, потому что жанровый. Да, чисто формально его можно назвать научной фантастикой. Это экранизация романа Станислава Лема, который, к слову, картиной остался недоволен. Режиссер в своих лучших традициях переиначил сюжет под себя.
Кадр из фильма "Солярис". 1971 год.
Далее: https://ria.ru/20191218/1562497226.html


Tags: кино, культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo komandorva march 5, 2015 01:34 Leave a comment
Buy for 40 tokens
В блоге можно разместить рекламу на любую тему. Все, кроме материалов, нарушающих законодательство РФ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment