Организаторы пытались оправдываться и говорили про то, что все художники об отсутствии возрастного ценза были предупреждены, но автора картин в стиле «ню» не предупредили и случился конфуз. Однако все равно, вышло глуповато.
С цензом 0+ галерея действительно погорячилась, но разговор тут вообще гораздо серьезнее. Он о том, что в искусстве приемлемо, а что неприемлемо для демонстрации детям и подросткам. Понятно, что однозначного решения тут нет, но все-таки как оценивать – это можно, а это нельзя?
Если говорить об обнаженной натуре как таковой, то, говоря строго, весь Эрмитаж нужно ограничивать для посещения возрастным цензом 16+, потому что «обнаженка» там в каждом третьем-четвертом экспонате. А, например, «Вечная весна» от великого Огюста Родена – это несомненная эротика. Но с детьми в Эрмитаж – всегда пожалуйста, потому что совершенно справедливо считается, что искусство не может оскорблять вкус. Если это именно искусство, а не что-то другое. Наоборот, оно прививает умение видеть прекрасное и отделять его от пошлого.
В прошедшем несколько лет назад по одному из главных телеканалов страны сериале по булгаковскому роману «Мастер и Маргарита», героиня, роль которой сыграла яркая и характерная Анна Ковальчук, летает, в соответствии с сюжетом над Москвой в весьма откровенном виде. Но жалоб от родительского сообщества не было. Во-первых, потому что так у Булгакова, а во-вторых, потому что это было убедительно с художественной точки зрения.
То есть, вопрос все-таки не в цензе, а в качестве. И в чувстве меры.
Именно чувство меры должно сподвигнуть художников выбирать степень откровенности, галеристов ставить ценз, а родителей – ответить на вопрос вести или не вести на выставку детей.
Если же чувство меры не срабатывает, то возникают неловкости. Которые в итоге могут привести к печальному итогу. Так, между прочим, можно будет и статую Давида от Микеланджело скотчем залепить. Библейский персонаж, которого воплотил в камне гений, тоже, кстати, не так, чтобы одет…
Фото: Gilmanshin / Shutterstock.com
Journal information