Если же по сути, то да, в этом ведь и заключается смысл российского образования - подготовить детей к осмысленному восприятию богослужений. Все остальное приложится. Греческий, надо понимать, для чтения Библии в подлиннике, но в таком случае, почему не учить древнееврейскому - Ветхий Завет и Евангелие, как известно, были написаны на новоарамейском и уж потом переведены на греческий, в котором и дошли до Руси. Кстати, в университетах дореволюционного времени студенты-гуманитарии изучали древнееврейский, им владели в объемах, достаточных для чтения священных христианских книг, многие российские интеллектуалы. Но, конечно, греческий, он в политическом смысле, отцу Димитрию представляется востребованнее...
Отдельно отметим еще одну сентенцию главы патриаршей комиссии по делам семьи - относительно того, что современный русский язык - не настоящий, поскольку в нем полно англицизмов. Заимствований из татарского в современном русском языке, пожалуй, еще больше, есть немало слов из немецкого, французского, персидского, идиш и многих других языков, но об этом из соображений политкорректности протоиерей Смирнов тоже предпочитает не упоминать. Действительно, давайте вернемся к истокам и заговорим на языке времен Ивана Грозного - токмо, аки, понеже и так далее. От татарских заимствований это избавит вряд ли, но англицизмов, пожалуй, не будет.
Вообще, судя по обилию высказываний занятного батюшки Димитрия Смирнова, в самом скором времени на повестку дня может быть в полном объеме поставлен вопрос об изучении в школах Закона Божьего. То, что раньше в светском государстве считалось невозможным, становится возможным буквально на глазах. Язык - это только разминка. Почему бы и нет, да только куда сейчас без английского, языка давно уже ставшего мировым в бизнес-среде, в технике и технологиях? Ни один приличный российский научный журнал не выходит, как минимум, без английских аннотаций, а все чаще и с полным переводом статей.
Без английского российское образование, скорее всего, обречено, на отставание и отсутствие конкурентоспособности. А без церковнославянского потери, видимо, будут не так заметны.
И да, все, кто хотели бы изучать церковнославянский и греческий, - добро пожаловать в духовные учебные заведения. Почему бы, собственно говоря, и нет. Только базовое образование не трогайте. А то ведь, на богослужении будет понятно все, а в науке и технике стоять будем, как выражается уважаемый отец Димитрий Смирнов, как столица Камбоджи...
Journal information