Если не фильтровать весь этот поток оптимизма, то отчетливо просматривается перспектива братства, военного и политического союза и прочего единения.
Дежавю. Все это уже было. И братство, и строевая военная песня "Москва-Пекин", где "Сталин и Мао смотрят на нас... русский с китайцем братья навек... крепнет единство народов и рас". Кончилось братство ожесточенными боями за остров Даманский, где погибло много наших пограничников, а братьев-китайцев жгли системами залпового огня. А еще тем, что Китай активно помогал в Афганистане моджахедам и поспособствовал тяжелым потерям Ограниченного контингента. Последнее, кстати, было, по историческим меркам, чуть ли не вчера.
Ну да, в Китае очень популярны старые советские песни, которые крутят и сегодня по "Бейджин радио", их военные ансамбли песни и пляски, четко скопированные с наших, трогательно и красиво поют "Катюшу", а их солдаты стоят в почетных караулах с карабинами Симонова. Но китайцы ни в один момент своей истории не были нам братьями. И вовсе не потому, что они плохие, а мы - хорошие, а потому, что они - китайцы и у них есть своя великая страна и свои национальные интересы. Многие из которых радикально расходятся с нашими.
Это они теперь нанимают наших специалистов за юани и заваливают нас высокотехнологичной аппаратурой, хотя в любом китайском музее можно увидеть и отечественные радиоприемники, и отечественные телевизоры. Сегодня с точки зрения технологий, мы Китаю почти что уже не нужны. Разве что пока в нескольких сегментах, где он все еще отстает. Но это при умении копировать и мощной инженерной школе, уже вопрос нескольких лет.
Дальше мы неизбежно окончательно станем сырьевым придатком, каковым уже давно для китайцев являемся.
У них нет никакого резона быть нам братьями, никакого резона нас защищать и ссориться ради нас с западным миром. С ним они рано или поздно договорятся, а нас поставят перед фактом этих договоренностей. Дракон никогда не будет работать на медведя. Потому что, чем слабее медведь, тем сильнее дракон. И лучшим полководцем является тот, который побеждает армию чужого государства без боя. Такова идеология конфуцианства - стержня китайской жизни. Такова просто идеология здравого смысла.
Вся эта суете вокруг китайских суперуспехов в борьбе с западом носит чисто пропагандистский характер и не учитывает главного - конфуцианского прагматизма китайцев. Которые, как учил Кунь-цзы, именуемый в Европе Конфуцием, учил осваивать мир как тля осваивает зеленый лист - неторопливо и последовательно.
Нам не братьев нужно искать, а собственного успеха. Будет успех - братья появятся сами...
Journal information