Но дело не в том, что Алексиевич бисексуальна. Это, в конце концов её личное дело и вряд ли вообще достойно обсуждения. Как говорится, на здоровье. Хотя и некоторым образом и объясняет выбор нобелевского комитета, для которого гомосексуальный фактор в последнее время - вопрос чувствительный, если не определяющий выбор.
Интереснее другое. Русскоязычная писательница белорусского происхождения не очень популярна в России, если не сказать - малопопулярна. Ее книги, хотя и отличаются резким антивоенным пафосом, на самом деле высокой литературой не являются, часто основываясь на вольно и очень вольно интерпретированных беседах со своими героями. Строго говоря, это и не литература вовсе, а скорее, публицистика. Пожалуй, Алексиевич - самый непопулярный в России нобелевский лауреат в области литературы за всю историю появления русскоязычных нобелевских лауреатов. Тиражи крайне низкие, премия им ничего не добавила.
Сейчас появились публикации недоброжелателей Светланы Алексиевич, в которых утверждается, что и признание в бисексуальности - нормальный маркетинговый ход, призванный подстегнуть интерес к книгам и поднять их тиражи. Может быть и так. Даже вполне возможно.
Ясно одно. Нобелевская премия по литературе к самой литературе отношение имеет самое небольшое, а все последние лауреаты - от Рушди до Памука - лауреаты скорее политические, чем, собственно, литературные. Их наградили именно за политическую позицию, близкую к позиции либеральных западных правительств. Как и в свое время Пастернака, кандидатуру которого, как недавно стало известно из рассекреченных американцами документов, лоббировало ЦРУ. "Доктор Живаго", говоря мягко, не шедевр. Книги Алексиевич - шедевр в еще меньшей степени.
А бисексуальность - ерунда. Это всегда пожалуйста, раз есть желающие...
Journal information