В первом случае имели место довольно резкие протесты наших подводников, собиравшихся даже подавать на создателей "К-19" в американский суд и вынудивших в итоге фильм частично перемонтировать и внести ряд изменений. Конечный вариант был признан ими в значительной степени достоверным. Кроме нескольких идиотских сцен, например, про возглавленный замполитом мятеж на борту. Что скажут наши специалисты-подводники про второй фильм - пока не понятно. Но не это важно. В конце концов - кино - только кино. Или не только?
Такое впечатление, что Запад всерьез взялся за нашу военную историю. Несомненно, богатую, яркую, трагическую и представляющую огромное поле для кинотворчества. И что принципиально - стержень российской патриотической парадигмы, на которой всегда держалось и продолжает держаться государственность. Не то, чтобы к истории этой не обращаются наши кинотворцы, но обращенность эта явно недостаточна и не зрелищна. Фильмов российских режиссеров на современные военные темы мало, их можно сказать, почти нет. Между тем, тут копать и не перекопать. Чего стоит, скажем, история Карибского кризиса, когда советские подводные лодки стояли едва ли не под самой Америкой, а советский дивизион ПВО сбил американский самолет непосредственно над Кубой. Здесь не фильм, а киноэпопея. Но ее нет.
Чего стоит история с уничтожением У-2, пилотируемого шпионом-Пауэрсом? А как насчет боев с китайцами за остров Даманский? А что по поводу участия тысяч и тысяч советских военнослужащих в войнах в Корее и Вьетнаме? Это не говоря уже про Сирию...
Понятно, что батальные фильмы довольно дороги по бюджету. Но они и находятся в том сегменте кинорынка, который может и должен приносить огромную прибыль - боевик, блокбастер, шпионский фильм. Понятно, что такое кино не возьмет ни один международный фестиваль, ни Канны, ни Берлин, а для получения призов на них нужно снимать про российскую безнадегу и беспросветно пьяную чернуху. Но кто же будет делать кино для России?
Если так пойдет дальше и западные таланты продолжат разрабатывать тему современной российской военной истории, то постепенно именно они сформируют у молодежи то понимание фактов, которое вряд ли обрадует патриотов-почвенников и патриотов-националистов. Мир уже почти убежден, что Вторую мировую выиграли американцы с англичанами и немцами, а проиграл Советский Союз. Еще немного и он поверит в том, что Освенцим был советским концлагерем. В идеологической войне победа достигается именно умением талантливо и правдоподобно интерпретировать факты.
Еще немного и вслед за "К-19" и "Курском" появятся фильмы про Зою Космодемьянскую и Александра Матросова, в биографиях которых есть немало деталей, способных заинтересовать и Голливуд, и европейцев. Образы тех, кого у нас принято считать героями и мучениками будут быстро перекодированы и станут работать совсем в другом направлении. Пока у нас делят нефть и ищут духовные скрепы там, где, возможно, их никогда в реальности и не было...
Journal information