Созерцатель неочевидного (komandorva) wrote,
Созерцатель неочевидного
komandorva

Categories:

"Братский народ" - много ли ныне смысла в этих словах?

И в многонациональной махачкалинской школе №1, где в нашем классе как-то довольно легко и непринужденно уживались пацаны и девчонки 17 народов, и позднее в военном училище меня воспитывали в духе пролетарского интернационализма. Вместе с одноклассниками я собирал тетрадки для детей Чили и заступался за чернокожую женщину-профессора Анжелу Дэвис из США.

Даже после распада СССР, парада национальных суверенитетов и кровавых стычек в бывших братских республиках, моё восприятие национального вопроса мало изменилось. Можно сказать, что не изменилось вовсе. Каждый год под моим руководством защищают дипломы русские и украинцы, азербайджанцы и армяне, евреи и татары. Часто довольно раздолбайски относящиеся к вопросам учебы, но однозначно, не зараженные бациллой национализма.
Поэтому меня сильно удивила реакция моих собеседников в Казахстане, где я пробыл почти сутки, ожидая в Астане стыковку рейса по дороге из Сеула в родной Екатеринбург. Сказал там одному, что в России не воспринимают Казахстан как заграницу, а казахов как иностранцев - обиделся, сказал другому, тот тоже не слишком обрадовался. Пару лет назад наткнулся на еще более резкое неприятие такого интернационализма в Тбилиси. Все-таки, кажется, за почти три десятилетия безвозвратно изменилось многое. И эти изменения ставят под сомнение привычную многим из нас формулу "братский народ". А возможно ли вообще братство народов при столь разнящихся экономических и политических интересах стран, в которых эти народы живут?
Наткнулся на "Взгляде" на мнение одного из думских нардепов - Андрея Колесника: "... меня все время коробит от словосочетания «братский народ». Вот почему для меня братский народ – не украинский, не грузинский, не польский и не литовский. Российский народ – вот мой братский народ".
Это, возможно, тоже форма интернационализма, поскольку российский народ - это и русские, и все остальные, живущие и работающие на российской земле. Но все-таки уже не пролетарский национализм, а какой-то другой. Интернационализм территории. Все, кто здесь - братские, все, кто за границей - другие. Вполне, возможно, дружеские, но не братские.
На мое воспитание формула не самая приятная, но при прагматическом рассмотрении, представляющаяся в нынешней ситуации единственно верной. Потому что позволяет сохранять со всеми хорошие отношения, но считать понюшки табака врозь. И баррели нефти - тоже. И кубометры газа.
Потому что пока ты считаешь всех бывших советских братьями, они, вполне вероятно, так не считают. Или считают - но в своих интересах.
С какой-то стороны это - грустно, с какой-то правильно. Не сразу и поймешь, какая из этих сторон нравится больше...
На снимке: фонтан "Дружба народов" / 2do2go
Tags: Россия, национализм, общество, политика
Subscribe

promo komandorva march 5, 2015 01:34 Leave a comment
Buy for 40 tokens
В блоге можно разместить рекламу на любую тему. Все, кроме материалов, нарушающих законодательство РФ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments