Валерий Амиров (komandorva) wrote,
Валерий Амиров
komandorva

Category:

Внешние экзамены для деликатных "образовательных услуг"

Вслед за главой РАН, публично признавшим недавно тенденции к деградации российского университетского образования, выступил его зам - вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов, который предложил ввести внешний экзамен для проверки качества образования в российских университетах. Он заявил об этом в ходе заседания совместной рабочей группы РАН и Рособрнадзора по оценке качества подготовки обучающихся: "...если дальше эта ситуация будет развиваться бесконтрольно, то некоторые вузы не будут разумного образования давать. Это сложная социальная проблема, потому что может оказаться, что многие вузы, которые обучают по юриспруденции и экономике, вообще никаких знаний не дают".

То есть, дипломы по экономике и юриспруденции есть, а знаний нет - разве это не удивительно? Конечно удивительно. И с этим положением нужно бороться. Внешним экзаменом. Приедут из Москвы серьезные дяди и тёти и примут специальный государственный экзамен, по итогам которого и выдадут или не выдадут диплом. Что интересно, до этих дядь и тёть из Москвы приезжали в вузы другие серьезные московские дяди и тёти, которые дали вузу государственную аккредитацию. Одной рукой, стало быть, государство вуз, выдающий диплом-пустышку, аккредитует, а другой - устраивает спецзачет, который докажет, что диплом и в самом деле пустышка.
Иными словами, уважаемый академик хочет лечить симптомы болезни, не уничтожая ее причину. Хотя причину он тоже, разумеется, хорошо знает. Состоит эта причина в тотальной коммерциализации высшего образования. Если вуз становится коммерческим предприятием, то он, как и любое другое коммерческое предприятие, начинает работать на прибыль. Формируемую от количества поступивших, каждый из которых платит вузу несколько лет, чтобы получить диплом.
В такой ситуации вузу совершенно не интересен входной контроль, напротив, он готов взять любого, не интересен выходной контроль, потому что гарантия получения диплома и является основанием платить этому вузу. Вуз вообще не учит, а оказывает образовательные услуги. Примерно, как массажист в бане - не лечит, а оказывает услуги по массажу. Как представительница древнейшей профессии - не устраняет одиночества клиента, а дает ему кратковременную иллюзию собственной мужественности. Российское высшее образование, за небольшим исключением, работает именно по такому принципу. Понятно, что ряд вузов, в силу традиций, сложившейся образовательной школы, наличия систему воспроизводства кадров и так далее, определенную марку держат, но большинство провинциальных работают на выживание.
Результатом становится тот факт, что высшее образование получают почти все молодые люди и девушки студенческого возраста, а квалифицированных специалистов нет.
При этом московские академики совершенно не возражают против идей своих московских же коллег заменить реальные занятия чтением лекций из Москвы по интернету. И никак не возражают против того, что преподаватель сегодня пишет килограммы бумаг по каждому студенту. И против того, что каждый год доцент с профессором переписывают многостраничные программы, имитируя новые подходы к обучению, - про это уважаемый академик тоже не говорит.
Просто надо ввести внешний экзамен и все получится. Дипломы станут надежнее, выпускники - талантливее, вузы - ответственнее. И можно будет двигаться дальше - в счастливое далеко...
Фото zen.yandex.ru (канал Станислава Исхакова)
Tags: образование, общество
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo komandorva march 5, 2015 01:34 Leave a comment
Buy for 40 tokens
В блоге можно разместить рекламу на любую тему. Все, кроме материалов, нарушающих законодательство РФ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments