
Рассуждая о божественной природе сотворения Вселенной, Патриарх упрекнул науку в том, что она не хочет признать очевидное: «Ведь проще всего было бы сказать — ну, божественный акт творения! Но язык не поворачивается у тех, которые считают, что разумом можно все объяснить и таким образом вытеснить Бога из человеческого сознания».
Столь яркая попытка показать ограниченность науки на фоне религиозной концепции сотворения и развития мира высказывается РПЦ, пожалуй, впервые. Были отдельные попытки адептов церкви публично отрицать теорию Дарвина, но настолько концептуально научное противопоставлено догматическому никогда за последние десятилетия не было. Учитывая смысл сказанных городу и миру слов, интересно недавнее сообщение Российской академии наук о том, что Патриарх Кирилл получил звание почетного профессора за свою деятельность в области популяризации науки. Такая вот популяризация.
Разумеется, любая религия имеет право представлять своё понимание мира и нести ее верующим в качестве единственно правильного. В этом смысле, заявление предстоятеля РПЦ выглядит совершенно нормальным, оно полностью сообразуется с основополагающими текстами как христианства, так и остальных авраамических религий. Однако у тех, кто мыслит неортодоксально, не догматами, а эмпирически обусловленным знанием, непознаваемость мира может вызывать логичные вопросы.
Ведь если Вселенная непознаваема и непознаваем мир, окружающий нас, то какой тогда смысл развивать науку, бороться с эпидемиями, изобретать сложнейшие механизмы и технологии, способствовать развитию человеческой цивилизации? Какой смысл в научно-технической революции и в таких революционных открытиях, как биотехнологические, генетические, робототехнические и так далее? Зачем вообще тогда университеты и лаборатории? Не следует ли оставить для образования только одну науку - теологию, раз уж человек не хозяин своей судьбы и не царь природы.
Впрочем, разумеется, все это риторические вопросы. Церковь тысячу лет говорит о непознаваемости Вселенной. Но корабли продолжают бороздить ее просторы, человек рвется в космос, в микромир, учится лечить самые смертельные болезни и создавать детей в пробирке. Два этих императива никогда не сойдутся. Они, собственно говоря, и не должны сходиться. Каждый из нас сам выбирает, что ему ближе...
Источник: https://lenta.ru/news/2019/04/21/kirill/
Фото: © Fotolia, Alan Z. Uster
Journal information