На самом деле, министерство культуры, скорее всего, блюдет больше свои интересы, поскольку создание фильма профинансировано из наполняемого бюджетными деньгами "Фонда кино", а деньги нужно возвращать. Патриотический праздник - самое для бизнеса время. На чем же, собственно говоря, зарабатывать, если не на патриотизме?
Оно, наверное, и к лучшему. Стране нужна и героика и понимание трагизма войны, которая кому-то приносит доходы, но большинству - только несчастье. Мировой кинематограф, кроме героически туповатого "Рэмбо", создал о войнах нового времени много трагических лент, которые мощью таланта создателей стали шедеврами. И "Охотник на оленей", и "Апокалипсис наших дней", и тот же "Форест Гамп" - никакого упоения подвигом в фильмах этих нет. Любому нормальному человеку понятно, что наряду с мужеством и идеалами солдатского братства, любая война - это насилие и в ней наружу выплескиваются не только лучшие человеческие качества, но и худшие.
Тут интереснее реакция на фильм "Братство" другого известного кинотворца - Никиты Михалкова. Который ленту уже посмотрел и выразился в том смысле, что «На мой взгляд (это моя личная точка зрения), это довольно среднее, из клише сотканное произведение, основа которого — фетиш представлений об Афганской войне». Далее Никита Сергеевич добавил, что вообще не считает фильм "Братство" художественным произведением. И вот здесь-то как раз есть вопросы.
Дело в том, что в фильмах самого Никиты Михалкова "Цитадель" и "Предстояние", дорогих, снятых на государственные деньги, а потом провалившихся в прокате, воины-победители тоже предстают в весьма непрезентабельном виде. Зрителю демонстрируют, что войну выиграли в общем-то одни штрафники, запугиваемые особистами в синих фуражках. Командиры представлены алкоголиками, бессмысленно загоняющими солдат на пулеметы, да и вообще, армия-освободительница с кадров фильмов Михалкова все больше напоминает то ли банду, то ли сброд уголовников, нежели войска, сломавшие хребет фашизму. также важно то, что оба фильма тоже были показаны в День Победы - один за другим.
Почему же, в таком случае, "Братство" - это плохо, а "Цитадель" - это хорошо, не объясняется. Разве что потому, что в первом случае речь идет о Лунгине, который патриотом быть не может по определению, и Михалкове, который патриот по праву рождения...
В общем, надо смотреть...
Journal information