Трудно сказать, чему это больше диагноз - образованию или всей стране. Не знаю, как во всем Отечестве, но я как преподаватель журфака вижу, что опрос не врет - огромное количество моих дипломников работают не по специальности - от массажа и ремесленных мастерских до пекарного и модельного бизнеса. Учился у нас на факультете молодой человек, который ныне стал урбанистом и проектирует городскую среду. Его коллега вышел в крупные уличные художники, расписывает стены домов и пользуется огромным успехом. Одна из выпускниц добилась, кстати, как модельер немалых результатов, ее платья в магазинах и студиях не задерживаются.
Врачи поют песни, а журналисты руководят космосом. Все это, разумеется, весело и даже соответствует представлениям о широте русской души, но на самом деле озадачивает. Получается, что половина вузов учат не тому, что нужно в жизни, а половина абитуриентов поступают на специальности, которые им не будут нужны в принципе.
Подобное положение трудно анализировать иначе как с позиций полной и бесконтрольной открытости образования и сосредоточенности вузов на деньгах и исключительно на деньгах. Стержнем высшего и среднего-специального образования стали деньги - все остальное стало компромиссом. Отсюда гигантское число дипломированных специалистов, но отсутствие достаточного количества образованных кадров, когда они действительно нужны. И явный перекос в сторону гуманитарного образования от инженерного. Потому что учиться на гуманитарных факультетах гораздо легче и веселее, а диплом значения все равно не имеет.
Когда я начинаю принимать экзамены у заочников, то моментами поражаюсь уровню непогруженности в тему. Все потому что про журналистику со мной приходят говорить консультанты в обувных магазинах и даже экскаваторщики. Они не работали и никогда не станут работать в газетах и на ТВ, им совершенно откровенно просто нужен любой диплом. За диплом они готовы платить, но учиться для него - не готовы. Сложившаяся система - "утром деньги, вечером - диплом" дает им для реализации замысла прекрасные возможности. Их не отчислят практически при любых обстоятельствах - вузу нужны деньги. Разве только, что совсем перестанут ходить на занятия.
Сложившаяся система прекрасна во многих отношениях. И прежде всего, в том, что позволяет говорить о России как об одной из самых образованных стран в мире. Что, понятно, так и есть, но не совсем...
Journal information