Опасно также то, что все "факты" оскорбления чувств верующих рассматриваются через экспертизы, которые могут, например, проводить исключительно религиозные люди. Что вряд ли гарантирует независимость и объективность.
Гонения непримиримо религиозных граждан и священников на мировую классику, вроде знаменитой рок-оперы, киноленты про роман царя и балерины или обвешанный призами мировых фестивалей фильма Мартина Скорцезе говорит о том, что привлечь можно в общем-то любого, а в качестве оскорбления рассмотреть даже произведение классика.
Со всем этим нужно что-то делать. А статью отменять - это совершенно очевидно...
«Оскорбление чувств верующих» – опасная формулировка
Наталья Холмогорова
правозащитник
Обсуждение проекта нового закона «О культуре» заставило общество вновь вспомнить о спорной 148-й статье УК РФ – статье, карающей за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Авторы проекта предлагают вывести из-под действия этого закона демонстрацию произведений искусства: выставки, концерты, театральные постановки, кинофильмы и т. п. Однако представители РПЦ выступили против такого решения.
«Это все-таки публичные действия, предназначенные для публичного просмотра, и они однозначно относятся к тем публичным действиям, которые могут оскорбить религиозные чувства верующих. Мы, конечно, будем добиваться, будем вести работу об исключении из законопроекта вот таких норм», – заявила руководительница правового управления Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега).
Этот спор побуждает вновь задуматься о явлении, все сильнее входящем в нашу повседневную жизнь, но по-прежнему очень неоднозначном: ограничении свободы слова и самовыражения ради того, чтобы не оскорбить чьи-либо чувства.
В частной жизни конфликт между свободой слова и уважением к чувствам ближнего решается при помощи такта, деликатности, хорошего воспитания. «В доме повешенного не говорят о веревке», «О мертвых либо хорошо, либо ничего»: эти и другие подобные изречения учат нас, что правду-матку, рвущуюся с языка, иногда стоит придержать. Но все осложняется, когда мы выходим в публичную сферу, где наши высказывания обращены к неопределенному кругу лиц и касаются не чьей-то личной жизни, а отвлеченных вопросов. Где «оскорбление лица» – понятие четкое и ясное, у которого есть определение в уголовном кодексе – сменяется расплывчатым «оскорблением чувств».
Далее: https://vz.ru/opinions/2019/4/5/971593.html
Фото: сцена из рок-оперы "Jesus Christ Superstar"/ сайт "Рок-энциклопедия"
Journal information