Событие и вправду было большим. Несмотря на бойкот со стороны западных стран, официальных делегаций не приславших, праздник удался и страна заслуженно гордилась тем, что огромными усилиями удалось организовать на отличном, по тем временам, уровне. Так получилось, что я тоже был среди тех, кто сидел на стадионах Олимпиады. Правда, несколько в иной функции - охранял матчи футбольного турнира в Ленинграде, о чем свидетельствуют и имеющиеся у меня билеты с неоторванными контрольками. Вспомнить, безусловно, есть о чем - в этом нет ни греха, ни вообще ничего плохого.
Плохо другое. Мы опять празднуем свое прошлое, которое на фоне допингового позора последних Олимпиад и кошмара исключения многих наших спортивных делегаций из соревнований, выглядит беспомощно, как беспомощно и жалко выглядят памятники проигранным войнам. Мы продолжаем доедать свое славное прошлое, которое отдаляется и отдаляется с течением времени и становится скорее легендой, чем чем-то осязаемым и ощущаемым. А точнее, даже не легендой, а мифом. Вроде древнегреческих: были Зевс с Гераклом или не были - толком никто уже не помнит. Нынешнее состояние российского спорта если не печально, то, во всяком случае, очень тревожно. Если президент хотел напомнить об этом, то, спасибо, напомнил.
Мне кажется, что в какой-то степени это наше желание жить славным прошлым мешает развитию. Потому что это очень удобно - жить когда-то одержанными победами. Давайте гордиться тем, что мы когда-то первыми запустили спутник и забудем о том, что в те времена абсолютно не известные в космонавтике японцы сегодня уже запустили спутник на астероид, а китайцы, которых мы в те годы вообще не рассматривали как технологичную державу, готовятся послать экспедицию на Луну. Давайте гордиться тем, что мы когда-то делали свои очень неплохие телевизоры - где они сегодня? Давайте вспомним про классные советские часы, продававшиеся за границу большими партиями - покажите их сейчас, эти часы? В лучшем случае отечественный - только корпус.
Нет, разумеется, мы растрогаемся, когда нам покажут плачущий от умиления стадион, с которого взлетит олимпийский Миша. Нам станет на несколько минут тепло, когда мы послушаем "На трибунах становится тише...". Вспоминать хорошее всегда интересно и согревающе. Вопрос только в том, не растаяло ли "быстрое время чудес" навсегда?..
Journal information