Академик предложил прекратить практику предоставления бесплатного образования, заменив его "кредитным". Говоря просто, государство оплачивает обучение в обычном бюджетном порядке, а специалист за это будет обязан отработать в Отечестве не менее 15 лет. Если такое решение действительно будет принято, то фактически все, кто станет учиться за счет государства, превратятся в "невыездных".
Пока трудно сказать, как именно режим будет реализован - то ли запретом на выдачу заграничных паспортов, то ли внесением в какие-то особые "запретные" списки. Но что-то такое обязательно придумают. Захотят ли юноши и девушки учиться на таких условиях или предпочтут платное образование - вопрос, разумеется, интересный. Особенно на фоне того, что и так-то большинство ныне учится платно и среди платных студентов тоже немало перспективных ученых, инженеров и конструкторов.
Впрочем, каторги не ожидается, если молодой ученый решит все-таки уехать, он будет обязан сначала вернуть государству затраченные на его учебу деньги. Кроме того, выезжать на разного рода конференции и научные форумы ученым тоже никак не возбраняется.
Представляя свою позицию, Георгиев подчеркнул, что такого рода ограничения должны распространяться только тех специальностей, на которые есть спрос на Западе - молекулярную и клеточную биологию, информационные технологии, многие разделы физики.
Отрадно, что предложение подрезать крылья сочеталось в публикации с другим предложением - радикально повысить зарплату молодым специалистам названных профилей науки. И с уверенностью в том, что при должной заботе за 15 лет ученый достигнет такой позиции, с которой никуда уезжать не захочет.
Все это весьма интересно и говорит о том, что начинается осмысление той большой трагедии, которую переживает наша страна, ставшая поставщиком интеллектуалов для Запада. Мы ежегодно отдаем тысячи специалистов, которые могли бы многое сделать тут, а взамен получаем миграцию кирки и лопаты. Отдаем ученых и инженеров, а восполняем потерю асфальтоукладчиками и торговцами помидорами и зеленью.
Однако, озабоченность еще не означает того, что Родина готова что-то для перенаправления потоков сделать. Например, действительно серьезные зарплаты, на которые можно было бы жить и растить детей. Квартиры, которые когда-то давались специалистам на производстве. И так далее.
Запретить всегда легче, чем дать. А если вместе с ограничениями ничего или почти ничего не дадут, то люди все равно будут уходить. Хоть чучелом, хоть тушкой...
Фото с сайта http://mayaksbor.ru
Journal information