Нужна ли была газета самим екатеринбуржцам? Вряд ли. "Вечерний Екатеринбург" не вписался в формирующееся многоплатформенное информационное пространство. Он и задумывался когда-то не для этого - "Вечерний Свердловск" должен был выходить к середине дня и рассказывать о вечерней жизни миллионника - театрах, концертах и других развлечениях. "Вечерний Екатеринбург" эту позицию потерял сразу, а новую не нашел. В свое время точно так же легла комсомольская газета "На смену!", которая отлично выглядела в СССР, но моментально потеряла читательскую аудиторию при капитализме. "ВЕ" цеплялась за пенсионеров и людей старшего поколения, но это не самый надежный, с точки зрения платежеспособности, читательский сектор, соответственно и на мощный поток рекламы рассчитывать не приходилось. Кормилась газета деньгами, получаемыми за публикации официальных документов мэрии. А теперь в этом, видимо, отказано окончательно, во всяком случае мэр города учредил новое СМИ "Екатеринбургский вестник", которое, разумеется, будет выигрывать все тендеры на публикации объявлений и постановлений. То есть, на "Вечерке" поставлен крест.
Рынок на то и рынок, чтобы на нем кто-то процветал, а кто-то умирал. Но проблема в том, что негероическая смерть "Вечернего Екатеринбурга" как раз и доказывает - без бюджетных денег печатные СМИ либо не могут существовать в принципе, либо должны демонстрировать качественно иной уровень менеджмента. А второй вывод еще более печален - в области нет ни одной сильной независимой газеты с приличным тиражом. Борьба за существование средств массовой информации отныне окончательно сводится к тому, чтобы расталкивать других и пробираться к государственной кормушке. И быть послушным. Потому что только послушный может рассчитывать, если не на котлету, то хотя бы на овес. Начинается завершающая и терминальная фаза бытия российской региональной журналистики - "контрактизация" с властью и, соответственно, пиаризация содержания.
Это не то чтобы страшно и больно. Скорее, наоборот. Писать то, что скажут, - не больно, не страшно и в общем-то может быть очень интересным и хлебным занятием - я это знаю по себе. Просто как-то постепенно начинаешь думать как хозяин и легко и непринужденно предугадывать его мысли. В это состояние очень легко войти и крайне трудно выйти. Да и не очень хочется, честно говоря...
Когда я приехал в Свердловск, здесь выходили три сильнейшие газеты. Тираж "Уральского рабочего" подходил к 650 тысячам экземпляров, "На смену!" - к 200 тысячам, многие десятки тысяч имела "Вечерка". Теперь не осталось ничего...
Фото Свердловский творческий Союз журналистов
Journal information